Центры компетенций РСВ: различия между версиями
Новая страница: «12» |
Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
12 | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
[[Файл:Центры_компетенций.jpg|мини|500x500пкс|Студенты проходят диагностику надпрофессиональных компетенций в рамках проекта "Центры компетенций"]] | |||
'''Центры компетенций «Россия — страна возможностей»''' — масштабный образовательный проект, реализуемый [[Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей»|АНО «Россия — страна возможностей»]] при поддержке [[Министерство науки и высшего образования Российской Федерации|Министерства науки и высшего образования РФ]] с 2021 года. Проект направлен на оценку и развитие [[Надпрофессиональные компетенции|надпрофессиональных компетенций]] (soft skills) у студентов российских университетов и колледжей [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. | |||
По состоянию на октябрь 2025 года проект охватывает более 260 университетов в каждом федеральном округе России, а диагностику прошел уже 1 миллион участников [https://tass.ru/obschestvo/24113961 <nowiki>[2]</nowiki>]. Центры компетенций создаются в рамках проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях», который был запущен по поручению [[Президент Российской Федерации|Президента РФ]] [[Путин, Владимир Владимирович|Владимира Путина]] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/36807/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | |||
== Законодательная база == | |||
Правовую основу деятельности Центров компетенций составляют: | |||
* Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 2018 года № 251 «О создании автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей»» [https://znanierussia.ru/articles/Россия_—_страна_возможностей <nowiki>[4]</nowiki>] | |||
* Перечень поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № Пр-716 по итогам заседания Наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» [https://dspu.ru/2024/12971/ <nowiki>[5]</nowiki>] | |||
* Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, устанавливающие требования к универсальным компетенциям [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf <nowiki>[6]</nowiki>] | |||
== Организационная структура == | |||
=== Экспертный совет === | |||
Деятельность Центров компетенций курирует '''Экспертный совет проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях»''', который возглавляют: | |||
* Министр науки и высшего образования Российской Федерации [[Фальков, Валерий Николаевич|Валерий Фальков]] | |||
* Президент [[Российская академия наук|Российской академии наук]] [[Сергеев, Александр Михайлович|Александр Сергеев]] | |||
* Генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» [[Бетин, Андрей Анатольевич|Андрей Бетин]] [https://news.tsu.ru/projects/university-in-details/otsenka-i-razvitie-upravlencheskikh-kompetentsiy/ <nowiki>[7]</nowiki>] | |||
В состав совета входят ректоры ведущих российских университетов, заместители министров федеральных ведомств, главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/36807/ <nowiki>[8]</nowiki>]. | |||
=== Региональные центры === | |||
К 2024 году созданы региональные Центры компетенций в Томской и Омской областях. В Тюменской области за два года работы диагностику прошли более 21 тысячи студентов, на базе центра прорабатывается создание круглогодичного Корпоративного университета [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | |||
== Цели и задачи проекта == | |||
'''Главная цель''' — обеспечить для каждого обучающегося в российских университетах возможность самореализации через развитие карьерных, образовательных и общественных траекторий, в том числе за счет участия в конкурсах и проектах президентской платформы «Россия — страна возможностей» [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[10]</nowiki>]. | |||
'''Основные задачи проекта:''' | |||
* Проведение диагностики надпрофессиональных компетенций студентов валидными и надежными инструментами оценки | |||
* Формирование индивидуальных траекторий развития на основе результатов диагностики | |||
* Создание цифрового профиля студента для взаимодействия с работодателями | |||
* Интеграция курсов и программ по развитию универсальных компетенций в образовательные программы университетов | |||
* Подготовка конкурентоспособных на рынке труда выпускников [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/career-center/competencies/ <nowiki>[11]</nowiki>] | |||
== Диагностируемые компетенции == | |||
Центры компетенций оценивают уровень развития '''11 ключевых надпрофессиональных компетенций''', которые были определены на основе масштабного исследования потребностей работодателей [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf <nowiki>[12]</nowiki>]: | |||
=== Базовые компетенции === | |||
* '''Партнерство и сотрудничество''' — способность эффективно взаимодействовать в команде для достижения общих целей | |||
* '''Анализ информации и выработка решений''' — умение обрабатывать данные и принимать обоснованные решения | |||
* '''Планирование и организация''' — способность структурировать деятельность и управлять временем | |||
* '''Коммуникативная грамотность''' — навыки эффективного устного и письменного общения | |||
=== Управленческие компетенции === | |||
* '''Лидерство''' — способность мотивировать людей и координировать их работу для достижения целей | |||
* '''Ориентация на результат''' — нацеленность на достижение поставленных задач и целей | |||
* '''Клиентоориентированность''' — умение выявлять потребности клиентов и работать на их удовлетворение | |||
=== Личностные компетенции === | |||
* '''Саморазвитие''' — стремление к постоянному личностному и профессиональному росту | |||
* '''Стрессоустойчивость''' — способность сохранять продуктивность в сложных ситуациях | |||
* '''Эмоциональный интеллект''' — умение понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других | |||
* '''Следование правилам и процедурам''' — способность соблюдать установленные нормы и стандарты [https://dspu.ru/2024/12971/ <nowiki>[13]</nowiki>] | |||
== Методология оценки == | |||
=== Диагностические инструменты === | |||
Для оценки компетенций используется '''батарея валидизированных психометрических методик''': | |||
* '''Универсальный личностный опросник''' — оценка базовых личностных качеств | |||
* '''Опросник жизнестойкости''' — измерение устойчивости к стрессовым ситуациям | |||
* '''Тесты на анализ числовой информации''' — оценка способности работать с количественными данными | |||
* '''Тесты на анализ вербальной информации''' — оценка навыков работы с текстовой информацией [https://humanities.fa.ru/jour/article/view/725?locale=ru_RU <nowiki>[14]</nowiki>] | |||
=== Процедура тестирования === | |||
Диагностика включает '''8 тестов''': 4 базовых (обязательных к прохождению) и 4 дополнительных. Тестирование можно проходить в любой последовательности в удобное время. В течение 48 часов после прохождения инструмента оценки в личный кабинет на сайте президентской платформы «Россия — страна возможностей» направляется персональный отчет с результатами и рекомендациями по развитию [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[15]</nowiki>]. | |||
== Паспорт компетенций == | |||
'''Паспорт универсальных компетенций''' — это документ, который подтверждает уровень развития надпрофессиональных навыков молодого специалиста. Паспорт выдается студентам, прошедшим полную диагностику и показавшим высокие результаты по ключевым компетенциям [https://softskills.rsv.ru/tpost/x2tilbpg61-rosatom-uchtyot-pasporta-kompetentsii-pr <nowiki>[16]</nowiki>]. | |||
=== Практическое применение === | |||
На октябрь 2025 года '''63 тысячи студентов''' получили паспорт компетенций. Документ признается работодателями и дает следующие преимущества: | |||
* '''При поступлении в магистратуру''' — [[Московский политехнический университет]] дает 5 дополнительных баллов абитуриентам с паспортом компетенций [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ <nowiki>[17]</nowiki>] | |||
* '''При трудоустройстве''' — [[Госкорпорация «Росатом»]] учитывает паспорта при отборе на программу развития молодых специалистов «HiPo» [https://softskills.rsv.ru/tpost/x2tilbpg61-rosatom-uchtyot-pasporta-kompetentsii-pr <nowiki>[18]</nowiki>] | |||
* '''В карьерных сервисах''' — результаты диагностики отображаются в резюме на платформе hh.ru с подтвержденным статусом [https://skillbox.ru/media/education/pri-ustroystve-na-rabotu-vypuskniki-budut-predyavlyat-pasport-kompetenciy/ <nowiki>[19]</nowiki>] | |||
== Образовательные программы == | |||
Центр компетенций АНО «Россия — страна возможностей» предлагает '''22 образовательные программы''' для развития надпрофессиональных компетенций: | |||
=== Программы развития === | |||
* '''Анализ информации для принятия решений''' | |||
* '''Лидерство: основы''' | |||
* '''Эффективные межкультурные коммуникации''' | |||
* '''Стрессоустойчивость в современном мире''' | |||
* '''Коммуникативная грамотность''' | |||
* '''Управление конфликтами''' | |||
* '''Трендвотчинг: работа с трендами''' | |||
* '''Саморазвитие навыков''' | |||
* '''Я — наставник''' | |||
* '''Эмоциональное выгорание''' [https://rguts.ru/announcements/view/688 <nowiki>[20]</nowiki>] | |||
== Программы и мероприятия == | |||
=== Клуб амбассадоров === | |||
Проект развивает сообщество '''амбассадоров Центров компетенций''' — проактивных студентов, которые популяризируют молодежные инициативы развития страны через Центры компетенций вузов. Более 100 амбассадоров работают во всех федеральных округах России [https://rsv.ru/news/1/7014/ <nowiki>[21]</nowiki>]. | |||
=== Образовательные мероприятия === | |||
Ежегодно проводится образовательное мероприятие '''«На одной волне с университетами»''', объединяющее руководителей и сотрудников Центров компетенций для обмена лучшими практиками. В 2024 году в мероприятии приняли участие 60 представителей 30 вузов России и Киргизской Республики [https://rsv.ru/news/1/7526/ <nowiki>[22]</nowiki>]. | |||
=== Интеграция с образовательными программами === | |||
Эксперты проекта «Центры компетенций» и [[Мастерская управления «Сенеж»]] проводят образовательные циклы для сотрудников вузов. С августа 2023 года по май 2024 года обучение прошли 796 представителей 69 университетов [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ <nowiki>[23]</nowiki>]. | |||
== Исследования и аналитика == | |||
=== Профиль надпрофессиональных компетенций === | |||
В 2021 году АНО «Россия — страна возможностей» провела масштабное исследование для выявления ключевых надпрофессиональных компетенций, востребованных работодателями. В исследовании приняли участие представители ведущих российских компаний, студенты и преподаватели университетов [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf <nowiki>[24]</nowiki>]. | |||
'''Основные выводы исследования:''' | |||
* Работодатели отводят компетенции «клиентоориентированность» 2-е место в рейтинге, в то время как студенты и университеты ставят её на 12-е и 11-е места соответственно | |||
* Студенты недооценивают важность компетенции «ориентация на результат» для успешной карьеры | |||
* Существует значительный разрыв в понимании важности компетенции «следование правилам и процедурам» между работодателями и образовательным сообществом [https://journal.nark.ru/articles/proekty-i-partnery/issledovanie-profilya-nadprofessionalnykh-kompetentsiy-molodykh-spetsialistov/ <nowiki>[25]</nowiki>] | |||
=== Мониторинг эффективности === | |||
Проект ведет постоянный мониторинг эффективности диагностики и развития компетенций студентов. Анализируются долгосрочные тенденции в оценке и развитии компетенций, изучается влияние проекта на качество подготовки выпускников [https://mgutm.ru/2025/09/25/czentr-kompetenczij-mgutu-prinyal-uchastie-v-kruglom-stole-prezidentskoj-platformy-rossiya-strana-vozmozhnostej/ <nowiki>[26]</nowiki>]. | |||
== Результаты реализации == | |||
=== Охват участников === | |||
По состоянию на октябрь 2025 года: | |||
* '''1 миллион''' студентов прошли диагностику компетенций [https://tass.ru/obschestvo/24113961 <nowiki>[27]</nowiki>] | |||
* '''263 университета''' участвуют в проекте [https://tass.ru/obschestvo/24113961 <nowiki>[28]</nowiki>] | |||
* '''63 тысячи''' студентов получили паспорт компетенций [https://tass.ru/obschestvo/24113961 <nowiki>[29]</nowiki>] | |||
* '''757 тысяч''' студентов вовлечены в проект [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ <nowiki>[30]</nowiki>] | |||
=== Партнерства с работодателями === | |||
Более '''300 крупных работодателей''' принимают паспорта компетенций как приложение к диплому. Среди крупнейших партнеров: | |||
* [[Госкорпорация «Росатом»]] — учитывает паспорта при трудоустройстве и карьерном развитии | |||
* [[ПАО «Газпром нефть»]] — использует результаты диагностики при отборе молодых специалистов | |||
* Более '''128 партнерских организаций''' сотрудничают с центрами [https://fadm.gov.ru/news/rosmolodyezh-otobrala-regiony-dlya-sozdaniya-kruglogodichnykh-tsentrov-kompetentsiy-po-prioritetnym-/ <nowiki>[31]</nowiki>] | |||
== Интересные факты == | |||
* '''[[Уфимский университет науки и технологий]]''' внедрил модуль «Саморазвитие», в рамках которого студенты работают в командах, а преподаватель оценивает профессиональные знания, а сотрудник Центра компетенций — «гибкие навыки». С 2025 года модуль стал обязательным для всех студентов вуза [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ <nowiki>[32]</nowiki>] | |||
* '''[[НИЯУ МИФИ]]''' расширил возможности получения Паспорта компетенций — теперь студенты могут получить документ во время обучения, а не только на выпускном курсе [https://softskills.rsv.ru/tpost/57yygb7kx1-mifi-rasshiril-vozmozhnosti-polucheniya <nowiki>[33]</nowiki>] | |||
* В '''Москве''' открыты 25 Центров компетенций для карьерного и личностного развития студентов [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[34]</nowiki>] | |||
== Основные персоналии == | |||
* '''[[Бетин, Андрей Анатольевич]]''' — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», руководитель проекта | |||
* '''[[Гужеля, Дмитрий Юрьевич]]''' — заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» | |||
* '''[[Петрова, Ольга]]''' — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации | |||
* '''[[Кучаев, Артур]]''' — руководитель направления по реализации проекта «Центры компетенций» АНО «Россия — страна возможностей» [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[35]</nowiki>] | |||
== См. также == | |||
* [[Молодежная политика России]] | |||
* [[Профессиональная ориентация молодежи]] | |||
* [[Карьерное развитие студентов]] | |||
* [[Система образования России]] | |||
* [[Российские студенческие отряды]] | |||
* [[Развитие кадрового потенциала России]] | |||
== Ссылки == | |||
[1] [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ Официальная страница проекта «Центры компетенций» на сайте АНО «Россия — страна возможностей»] | |||
[2] [https://tass.ru/obschestvo/24113961 К проекту "Центры компетенций" присоединились 1 млн студентов — ТАСС] | |||
[3] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/36807/ Создание центров компетенций на базе российских университетов — Минобрнауки России] | |||
[4] [https://znanierussia.ru/articles/Россия_—_страна_возможностей Россия — страна возможностей — энциклопедия] | |||
[5] [https://dspu.ru/2024/12971/ Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях — ДГПУ] | |||
[6] [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf Исследование профиля надпрофессиональных компетенций — НИУ ВШЭ] | |||
[7] [https://news.tsu.ru/projects/university-in-details/otsenka-i-razvitie-upravlencheskikh-kompetentsiy/ Оценка и развитие управленческих компетенций — ТГУ] | |||
[8] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/36807/ Экспертный совет проекта — Минобрнауки России] | |||
[9] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ Университетские Центры компетенций подвели итоги года работы — Минобрнауки России] | |||
[10] [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ Цели проекта «Центры компетенций»] | |||
[11] [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/career-center/competencies/ Тестирование и развитие компетенций — НИТУ МИСИС] | |||
[12] [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf Профиль надпрофессиональных компетенций студентов — НИУ ВШЭ] | |||
[13] [https://dspu.ru/2024/12971/ Компетенции, оцениваемые в Центрах — ДГПУ] | |||
[14] [https://humanities.fa.ru/jour/article/view/725?locale=ru_RU Методология оценки надпрофессиональных компетенций — Финансовый университет] | |||
[15] [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ Процедура тестирования в Центрах компетенций] | |||
[16] [https://softskills.rsv.ru/tpost/x2tilbpg61-rosatom-uchtyot-pasporta-kompetentsii-pr Росатом учтёт Паспорта компетенций при трудоустройстве] | |||
[17] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ Паспорт компетенций при поступлении в магистратуру — Минобрнауки России] | |||
[18] [https://softskills.rsv.ru/tpost/x2tilbpg61-rosatom-uchtyot-pasporta-kompetentsii-pr Использование паспортов компетенций в Росатоме] | |||
[19] [https://skillbox.ru/media/education/pri-ustroystve-na-rabotu-vypuskniki-budut-predyavlyat-pasport-kompetenciy/ Паспорта компетенций при трудоустройстве — Skillbox] | |||
[20] [https://rguts.ru/announcements/view/688 Обучающие программы Центра компетенций — РГУТИС] | |||
[21] [https://rsv.ru/news/1/7014/ Первая встреча амбассадоров проекта «Центры компетенций»] | |||
[22] [https://rsv.ru/news/1/7526/ Образовательное мероприятие «На одной волне с университетами – 2024»] | |||
[23] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ Образовательные мероприятия для сотрудников вузов — Минобрнауки России] | |||
[24] [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf Исследование профиля надпрофессиональных компетенций работодателей — НИУ ВШЭ] | |||
[25] [https://journal.nark.ru/articles/proekty-i-partnery/issledovanie-profilya-nadprofessionalnykh-kompetentsiy-molodykh-spetsialistov/ Выводы исследования компетенций молодых специалистов — НАРК] | |||
[26] [https://mgutm.ru/2025/09/25/czentr-kompetenczij-mgutu-prinyal-uchastie-v-kruglom-stole-prezidentskoj-platformy-rossiya-strana-vozmozhnostej/ Мониторинг эффективности проекта — МГУТУ] | |||
[27] [https://tass.ru/obschestvo/24113961 1 миллион участников проекта — ТАСС] | |||
[28] [https://tass.ru/obschestvo/24113961 263 университета в проекте — ТАСС] | |||
[29] [https://tass.ru/obschestvo/24113961 63 тысячи паспортов компетенций — ТАСС] | |||
[30] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ 757 тысяч студентов в проекте — Минобрнауки России] | |||
[31] [https://fadm.gov.ru/news/rosmolodyezh-otobrala-regiony-dlya-sozdaniya-kruglogodichnykh-tsentrov-kompetentsiy-po-prioritetnym-/ Партнерские организации проекта — Росмолодежь] | |||
[32] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ Модуль «Саморазвитие» в Уфимском университете — Минобрнауки России] | |||
[33] [https://softskills.rsv.ru/tpost/57yygb7kx1-mifi-rasshiril-vozmozhnosti-polucheniya Расширение возможностей получения паспорта в МИФИ] | |||
[34] [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi 25 Центров компетенций в Москве] | |||
[35] [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi Основные персоналии проекта] | |||
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.'' | |||
[[Категория:Молодежная политика России]] | |||
[[Категория:Образовательные проекты России]] | |||
[[Категория:Профессиональная ориентация]] | |||
[[Категория:Высшее образование в России]] | |||
[[Категория:Развитие компетенций]] |
Версия от 14:32, 8 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Центры компетенций «Россия — страна возможностей» — масштабный образовательный проект, реализуемый АНО «Россия — страна возможностей» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ с 2021 года. Проект направлен на оценку и развитие надпрофессиональных компетенций (soft skills) у студентов российских университетов и колледжей [1].
По состоянию на октябрь 2025 года проект охватывает более 260 университетов в каждом федеральном округе России, а диагностику прошел уже 1 миллион участников [2]. Центры компетенций создаются в рамках проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях», который был запущен по поручению Президента РФ Владимира Путина [3].
Законодательная база
Правовую основу деятельности Центров компетенций составляют:
- Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 2018 года № 251 «О создании автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей»» [4]
- Перечень поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № Пр-716 по итогам заседания Наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» [5]
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, устанавливающие требования к универсальным компетенциям [6]
Организационная структура
Экспертный совет
Деятельность Центров компетенций курирует Экспертный совет проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях», который возглавляют:
- Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков
- Президент Российской академии наук Александр Сергеев
- Генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Андрей Бетин [7]
В состав совета входят ректоры ведущих российских университетов, заместители министров федеральных ведомств, главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса [8].
Региональные центры
К 2024 году созданы региональные Центры компетенций в Томской и Омской областях. В Тюменской области за два года работы диагностику прошли более 21 тысячи студентов, на базе центра прорабатывается создание круглогодичного Корпоративного университета [9].
Цели и задачи проекта
Главная цель — обеспечить для каждого обучающегося в российских университетах возможность самореализации через развитие карьерных, образовательных и общественных траекторий, в том числе за счет участия в конкурсах и проектах президентской платформы «Россия — страна возможностей» [10].
Основные задачи проекта:
- Проведение диагностики надпрофессиональных компетенций студентов валидными и надежными инструментами оценки
- Формирование индивидуальных траекторий развития на основе результатов диагностики
- Создание цифрового профиля студента для взаимодействия с работодателями
- Интеграция курсов и программ по развитию универсальных компетенций в образовательные программы университетов
- Подготовка конкурентоспособных на рынке труда выпускников [11]
Диагностируемые компетенции
Центры компетенций оценивают уровень развития 11 ключевых надпрофессиональных компетенций, которые были определены на основе масштабного исследования потребностей работодателей [12]:
Базовые компетенции
- Партнерство и сотрудничество — способность эффективно взаимодействовать в команде для достижения общих целей
- Анализ информации и выработка решений — умение обрабатывать данные и принимать обоснованные решения
- Планирование и организация — способность структурировать деятельность и управлять временем
- Коммуникативная грамотность — навыки эффективного устного и письменного общения
Управленческие компетенции
- Лидерство — способность мотивировать людей и координировать их работу для достижения целей
- Ориентация на результат — нацеленность на достижение поставленных задач и целей
- Клиентоориентированность — умение выявлять потребности клиентов и работать на их удовлетворение
Личностные компетенции
- Саморазвитие — стремление к постоянному личностному и профессиональному росту
- Стрессоустойчивость — способность сохранять продуктивность в сложных ситуациях
- Эмоциональный интеллект — умение понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других
- Следование правилам и процедурам — способность соблюдать установленные нормы и стандарты [13]
Методология оценки
Диагностические инструменты
Для оценки компетенций используется батарея валидизированных психометрических методик:
- Универсальный личностный опросник — оценка базовых личностных качеств
- Опросник жизнестойкости — измерение устойчивости к стрессовым ситуациям
- Тесты на анализ числовой информации — оценка способности работать с количественными данными
- Тесты на анализ вербальной информации — оценка навыков работы с текстовой информацией [14]
Процедура тестирования
Диагностика включает 8 тестов: 4 базовых (обязательных к прохождению) и 4 дополнительных. Тестирование можно проходить в любой последовательности в удобное время. В течение 48 часов после прохождения инструмента оценки в личный кабинет на сайте президентской платформы «Россия — страна возможностей» направляется персональный отчет с результатами и рекомендациями по развитию [15].
Паспорт компетенций
Паспорт универсальных компетенций — это документ, который подтверждает уровень развития надпрофессиональных навыков молодого специалиста. Паспорт выдается студентам, прошедшим полную диагностику и показавшим высокие результаты по ключевым компетенциям [16].
Практическое применение
На октябрь 2025 года 63 тысячи студентов получили паспорт компетенций. Документ признается работодателями и дает следующие преимущества:
- При поступлении в магистратуру — Московский политехнический университет дает 5 дополнительных баллов абитуриентам с паспортом компетенций [17]
- При трудоустройстве — Госкорпорация «Росатом» учитывает паспорта при отборе на программу развития молодых специалистов «HiPo» [18]
- В карьерных сервисах — результаты диагностики отображаются в резюме на платформе hh.ru с подтвержденным статусом [19]
Образовательные программы
Центр компетенций АНО «Россия — страна возможностей» предлагает 22 образовательные программы для развития надпрофессиональных компетенций:
Программы развития
- Анализ информации для принятия решений
- Лидерство: основы
- Эффективные межкультурные коммуникации
- Стрессоустойчивость в современном мире
- Коммуникативная грамотность
- Управление конфликтами
- Трендвотчинг: работа с трендами
- Саморазвитие навыков
- Я — наставник
- Эмоциональное выгорание [20]
Программы и мероприятия
Клуб амбассадоров
Проект развивает сообщество амбассадоров Центров компетенций — проактивных студентов, которые популяризируют молодежные инициативы развития страны через Центры компетенций вузов. Более 100 амбассадоров работают во всех федеральных округах России [21].
Образовательные мероприятия
Ежегодно проводится образовательное мероприятие «На одной волне с университетами», объединяющее руководителей и сотрудников Центров компетенций для обмена лучшими практиками. В 2024 году в мероприятии приняли участие 60 представителей 30 вузов России и Киргизской Республики [22].
Интеграция с образовательными программами
Эксперты проекта «Центры компетенций» и Мастерская управления «Сенеж» проводят образовательные циклы для сотрудников вузов. С августа 2023 года по май 2024 года обучение прошли 796 представителей 69 университетов [23].
Исследования и аналитика
Профиль надпрофессиональных компетенций
В 2021 году АНО «Россия — страна возможностей» провела масштабное исследование для выявления ключевых надпрофессиональных компетенций, востребованных работодателями. В исследовании приняли участие представители ведущих российских компаний, студенты и преподаватели университетов [24].
Основные выводы исследования:
- Работодатели отводят компетенции «клиентоориентированность» 2-е место в рейтинге, в то время как студенты и университеты ставят её на 12-е и 11-е места соответственно
- Студенты недооценивают важность компетенции «ориентация на результат» для успешной карьеры
- Существует значительный разрыв в понимании важности компетенции «следование правилам и процедурам» между работодателями и образовательным сообществом [25]
Мониторинг эффективности
Проект ведет постоянный мониторинг эффективности диагностики и развития компетенций студентов. Анализируются долгосрочные тенденции в оценке и развитии компетенций, изучается влияние проекта на качество подготовки выпускников [26].
Результаты реализации
Охват участников
По состоянию на октябрь 2025 года:
- 1 миллион студентов прошли диагностику компетенций [27]
- 263 университета участвуют в проекте [28]
- 63 тысячи студентов получили паспорт компетенций [29]
- 757 тысяч студентов вовлечены в проект [30]
Партнерства с работодателями
Более 300 крупных работодателей принимают паспорта компетенций как приложение к диплому. Среди крупнейших партнеров:
- Госкорпорация «Росатом» — учитывает паспорта при трудоустройстве и карьерном развитии
- ПАО «Газпром нефть» — использует результаты диагностики при отборе молодых специалистов
- Более 128 партнерских организаций сотрудничают с центрами [31]
Интересные факты
- Уфимский университет науки и технологий внедрил модуль «Саморазвитие», в рамках которого студенты работают в командах, а преподаватель оценивает профессиональные знания, а сотрудник Центра компетенций — «гибкие навыки». С 2025 года модуль стал обязательным для всех студентов вуза [32]
- НИЯУ МИФИ расширил возможности получения Паспорта компетенций — теперь студенты могут получить документ во время обучения, а не только на выпускном курсе [33]
- В Москве открыты 25 Центров компетенций для карьерного и личностного развития студентов [34]
Основные персоналии
- Бетин, Андрей Анатольевич — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», руководитель проекта
- Гужеля, Дмитрий Юрьевич — заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей»
- Петрова, Ольга — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
- Кучаев, Артур — руководитель направления по реализации проекта «Центры компетенций» АНО «Россия — страна возможностей» [35]
См. также
- Молодежная политика России
- Профессиональная ориентация молодежи
- Карьерное развитие студентов
- Система образования России
- Российские студенческие отряды
- Развитие кадрового потенциала России
Ссылки
[1] Официальная страница проекта «Центры компетенций» на сайте АНО «Россия — страна возможностей»
[2] К проекту "Центры компетенций" присоединились 1 млн студентов — ТАСС
[3] Создание центров компетенций на базе российских университетов — Минобрнауки России
[4] Россия — страна возможностей — энциклопедия
[5] Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях — ДГПУ
[6] Исследование профиля надпрофессиональных компетенций — НИУ ВШЭ
[7] Оценка и развитие управленческих компетенций — ТГУ
[8] Экспертный совет проекта — Минобрнауки России
[9] Университетские Центры компетенций подвели итоги года работы — Минобрнауки России
[10] Цели проекта «Центры компетенций»
[11] Тестирование и развитие компетенций — НИТУ МИСИС
[12] Профиль надпрофессиональных компетенций студентов — НИУ ВШЭ
[13] Компетенции, оцениваемые в Центрах — ДГПУ
[14] Методология оценки надпрофессиональных компетенций — Финансовый университет
[15] Процедура тестирования в Центрах компетенций
[16] Росатом учтёт Паспорта компетенций при трудоустройстве
[17] Паспорт компетенций при поступлении в магистратуру — Минобрнауки России
[18] Использование паспортов компетенций в Росатоме
[19] Паспорта компетенций при трудоустройстве — Skillbox
[20] Обучающие программы Центра компетенций — РГУТИС
[21] Первая встреча амбассадоров проекта «Центры компетенций»
[22] Образовательное мероприятие «На одной волне с университетами – 2024»
[23] Образовательные мероприятия для сотрудников вузов — Минобрнауки России
[24] Исследование профиля надпрофессиональных компетенций работодателей — НИУ ВШЭ
[25] Выводы исследования компетенций молодых специалистов — НАРК
[26] Мониторинг эффективности проекта — МГУТУ
[27] 1 миллион участников проекта — ТАСС
[28] 263 университета в проекте — ТАСС
[29] 63 тысячи паспортов компетенций — ТАСС
[30] 757 тысяч студентов в проекте — Минобрнауки России
[31] Партнерские организации проекта — Росмолодежь
[32] Модуль «Саморазвитие» в Уфимском университете — Минобрнауки России
[33] Расширение возможностей получения паспорта в МИФИ
[34] 25 Центров компетенций в Москве
[35] Основные персоналии проекта
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.