Целевое обучение студентов: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника)
Строка 4: Строка 4:
[[Файл:Students_at_university.jpg|мини|500x500пкс|Студенты во время лекции в одном из российских вузов]]
[[Файл:Students_at_university.jpg|мини|500x500пкс|Студенты во время лекции в одном из российских вузов]]


'''Целевое обучение''' — это форма получения профессионального образования в России, при которой обучение студента в вузе или колледже оплачивается будущим работодателем (заказчиком). После завершения учёбы выпускник обязан отработать у этого работодателя определённый срок, как правило, не менее трёх лет. [https://trudvsem.ru/information/pages/target-education <nowiki>[1]</nowiki>] Эта система является одним из ключевых инструментов государственной кадровой политики, направленным на решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов в стратегически важных отраслях экономики и социальной сферы, а также в регионах, испытывающих нехватку кадров. [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023 <nowiki>[2]</nowiki>]
'''Целевое обучение''' — это форма получения высшего или среднего профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (заказчиком) в обмен на обязательство выпускника отработать в данной организации определённый срок после получения диплома. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Данный механизм является ключевым инструментом государственной кадровой политики, направленным на устранение дефицита специалистов в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы, а также в регионах, испытывающих нехватку квалифицированных работников. [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>]


Актуальность целевого обучения значительно возросла в последние годы в связи с необходимостью обеспечения технологического суверенитета и устойчивого развития страны. Система позволяет напрямую связать образовательные учреждения с рынком труда, гарантируя выпускникам первое рабочее место, а предприятиям – приток молодых специалистов, подготовленных с учётом их специфических требований. С 1 мая 2024 года в России вступили в силу новые правила приёма на целевое обучение, которые сделали систему более прозрачной и доступной. Все предложения от заказчиков теперь публикуются на единой цифровой платформе «Работа в России», что позволяет любому абитуриенту выбрать будущего работодателя на конкурсной основе. [https://trudvsem.ru/information/pages/target-education <nowiki>[1]</nowiki>] По данным Правительства РФ, в 2024 году было запланировано около 145 тысяч мест для целевиков в российских вузах. [https://www.pnp.ru/social/v-2024-godu-na-celevoe-obuchenie-v-vuzy-planiruyut-prinyat-poryadka-145-tysyach-chelovek.html <nowiki>[3]</nowiki>]
Заказчиками целевого обучения могут выступать федеральные и региональные органы власти, государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, а также частные компании и индивидуальные предприниматели, соответствующие определённым критериям. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] С 1 мая 2024 года вступили в силу новые правила, унифицировавшие и сделавшие более прозрачным процесс поступления: все предложения от заказчиков публикуются на единой цифровой платформе «Работа в России». [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>]


== Механизм целевого обучения и меры поддержки ==
Масштабы программы постоянно растут. На 2025/2026 учебный год Правительством РФ было выделено более 145 тысяч бюджетных мест для приёма на целевое обучение по 838 специальностям. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>] Наиболее высокие квоты традиционно устанавливаются для медицинских специальностей («Лечебное дело» — 70% мест, «Педиатрия» — 75%), а также для стратегически важных направлений, таких как проектирование авиационных и ракетных двигателей (70%), эксплуатация железных дорог (70%) и кораблестроение (45%). [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Это подчёркивает значимость целевого обучения как для обеспечения национальной безопасности, так и для решения острых социальных задач, в первую очередь, в сфере здравоохранения.


Основой целевого обучения является '''договор о целевом обучении''', который заключается между абитуриентом (или уже студентом), заказчиком (работодателем) и, в некоторых случаях, образовательной организацией. С 2024 года договор заключается уже после зачисления абитуриента, но до начала учебного года. [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023 <nowiki>[2]</nowiki>] Этот документ чётко прописывает права и обязанности всех сторон.
== Социальная политика и меры поддержки ==
Целевое обучение предлагает студентам ряд значительных преимуществ и мер социальной поддержки, что делает его привлекательным вариантом получения образования. Основным преимуществом является поступление в вуз в рамках отдельной квоты, что предполагает собственный конкурс и, как правило, более низкие проходные баллы по сравнению с общим конкурсом на бюджетные места. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] Исторически конкурс на целевые места был минимальным, иногда составляя всего одного человека на место, что создавало «тепличные условия» для абитуриентов. [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>]


'''Обязанности заказчика (работодателя):'''
Помимо бесплатного обучения, договор о целевой подготовке обязывает заказчика оказывать студенту меры поддержки на протяжении всего периода учёбы. Эти меры закрепляются в договоре и могут включать:
* '''Меры поддержки.''' Работодатель обязан оказывать студенту-целевику материальную и нематериальную поддержку на протяжении всего периода обучения. Это могут быть:
* '''Материальное стимулирование:''' выплата дополнительной стипендии сверх академической, оплата проезда к месту учёбы и обратно.
** Дополнительная стипендия к государственной.
* '''Образовательная поддержка:''' оплата дополнительных платных образовательных услуг, курсов повышения квалификации, которые не входят в основную программу.
** Оплата проживания в общежитии или аренда жилья.
* '''Решение жилищного вопроса:''' предоставление или оплата найма жилого помещения, в том числе на период практик. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>]
** Оплата проезда до места учёбы.
* '''Практическая и научная интеграция:''' организация прохождения всех видов практик на базе предприятия-заказчика, предоставление наставников из числа опытных сотрудников для помощи в написании курсовых и дипломной работ. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>]
** Предоставление учебных материалов и доступа к корпоративным ресурсам.
** Организация практик и стажировок на предприятии.
* '''Трудоустройство.''' После окончания обучения заказчик обязан трудоустроить выпускника на должность, соответствующую полученной квалификации. [https://elibrary.ru/item.asp?id=48479599 <nowiki>[4]</nowiki>]


'''Обязанности студента (гражданина):'''
Ключевой мерой поддержки и одновременно главным обязательством является '''гарантированное трудоустройство''' по окончании вуза. Выпускник получает рабочее место в соответствии с полученной квалификацией, а срок обязательной трудовой деятельности составляет от трёх до пяти лет, что фиксируется в договоре. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Это обеспечивает молодому специалисту стабильность на начальном этапе карьеры и защищает от безработицы.
* '''Освоение образовательной программы.''' Студент должен успешно учиться и получить диплом об образовании по выбранной специальности.
* '''Трудовая деятельность.''' После выпуска молодой специалист обязан отработать у заказчика срок, указанный в договоре (не менее 3 лет, но не более 5 лет). [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023 <nowiki>[2]</nowiki>]
 
В случае неисполнения обязательств одной из сторон предусмотрены '''штрафные санкции'''. Если студент отчисляется по собственному желанию или не выполняет обязательство по трудоустройству, он должен возместить работодателю все расходы, понесённые на его обучение и поддержку. Если же работодатель не трудоустраивает выпускника, он выплачивает штраф в размере трёхкратной среднемесячной заработной платы в регионе, а также возмещает расходы бюджета на обучение студента. Это создаёт систему взаимной ответственности и повышает надёжность целевого обучения как для студента, так и для государства и работодателя. [https://www.garant.ru/news/1676630/ <nowiki>[5]</nowiki>]


== Программы и мероприятия ==
== Программы и мероприятия ==
Процесс организации целевого обучения представляет собой многоэтапную систему взаимодействия между государством, заказчиками и абитуриентами. Он строго регламентирован и направлен на удовлетворение кадровых потребностей регионов и отраслей.


С введением новых правил с 2024 года процесс поиска и заключения договоров о целевом обучении стал централизованным. Ключевым элементом системы стала '''Единая цифровая платформа «Работа в России»'''. [https://trudvsem.ru/information/pages/target-education <nowiki>[1]</nowiki>]
Ежегодно Правительство РФ на основе заявок от регионов утверждает квоты приёма на целевое обучение по конкретным специальностям и направлениям подготовки. [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>] Этот процесс позволяет гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда. Например, на 2025 год квоты были увеличены по 77 направлениям и дополнительно введены по 12 новым, среди которых «Наносистемы и наноматериалы» и «Регионоведение России». [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>]


Работодатели, желающие заключить договор на целевое обучение, обязаны размещать свои предложения на этой платформе. В предложении указываются:
С 2024 года ключевым элементом программы стала единая цифровая платформа «Работа в России». Все заказчики обязаны размещать на ней свои предложения до 10 июня. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Каждое предложение содержит исчерпывающую информацию:
* Специальность и направление подготовки.
* Данные о заказчике и будущем работодателе.
* Образовательная организация (вуз или колледж).
* Вуз, кампус и образовательная программа.
* Меры поддержки для студента (размер стипендии, предоставление жилья и т.д.).
* Конкретные меры поддержки студента (размер стипендии, предоставление жилья и т.д.).
* Будущее место работы, должность и уровень заработной платы.
* Требования к успеваемости.
* Требования к кандидатам.
* Контактные данные для связи.


Абитуриенты, в свою очередь, могут ознакомиться со всеми доступными предложениями по всей стране и подать заявку на целевое обучение вместе с заявлением о приёме в вуз. Это создаёт прозрачный и конкурентный механизм отбора. Абитуриент может выбрать только одного заказчика и одну образовательную программу для заключения договора. [https://www.garant.ru/news/1676630/ <nowiki>[5]</nowiki>]
Абитуриент может подать заявку на целевое обучение только в один вуз и на одну образовательную программу, выбрав предложение одного заказчика. Это повышает осознанность выбора и ответственность сторон.


Приоритетными направлениями для целевого обучения традиционно являются:
Программы целевого обучения реализуются ведущими вузами страны. Например, в НИУ ВШЭ на 2025 год было выделено 512 мест в бакалавриате/специалитете и 214 мест в магистратуре. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] Особую роль целевое обучение играет в подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса и педагогического образования, где реализуются специальные трёхсторонние договоры «регион – вуз – студент». [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>]
* '''Здравоохранение:''' подготовка врачей и среднего медицинского персонала для региональных больниц и поликлиник.
* '''Образование:''' обеспечение школ учителями, особенно в сельской местности.
* '''Оборонно-промышленный комплекс (ОПК):''' подготовка инженеров и технических специалистов для стратегических предприятий.
* '''Сельское хозяйство, транспорт, IT и высокотехнологичные отрасли''', где наблюдается острый кадровый голод. [https://cyberleninka.ru/article/n/tsalevoe-obuchenie-kak-instrument-formirovaniya-kadrovogo-potentsiala-regiona <nowiki>[6]</nowiki>]
 
Таким образом, целевое обучение превратилось из разрозненной практики в общенациональную программу, направленную на стратегическое планирование кадрового потенциала страны и поддержку молодёжи на старте карьеры.


== Исследования и аналитика ==
== Исследования и аналитика ==
Несмотря на свою значимость для кадровой политики, система целевого обучения на протяжении многих лет является объектом критики и научных исследований, выявляющих ряд системных проблем. Эффективность этого механизма часто ставится под сомнение как работодателями, так и экспертами в области образования.


Целевое обучение как социально-экономический институт активно изучается российскими учёными. В научных статьях анализируются его преимущества, недостатки и пути совершенствования. Многие исследователи рассматривают целевое обучение в контексте более широкого понятия '''дуального образования''' — модели, при которой теоретическая подготовка в учебном заведении тесно интегрирована с практической работой на предприятии. [https://elibrary.ru/item.asp?id=32337622 <nowiki>[7]</nowiki>] В отличие от классического дуального образования, где практика является неотъемлемой частью учебного процесса, целевое обучение в большей степени фокусируется на гарантиях трудоустройства ''после'' окончания учёбы.
Одной из главных проблем, которая активно обсуждалась до реформы 2024 года, был '''низкий уровень подготовки абитуриентов'''. Поступление в рамках отдельного конкурса с минимальной конкуренцией приводило к тому, что средний балл ЕГЭ у «целевиков» был значительно ниже, чем у студентов, поступивших по общему конкурсу (например, в 2016 году разница составляла 4 балла — 62,3 против 66,3). [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>] Это вызывало опасения, что стратегически важные отрасли пополняются недостаточно подготовленными специалистами. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>]
 
'''Преимущества системы, отмечаемые в исследованиях:'''
* '''Мотивация студентов:''' Студенты-целевики часто более мотивированы, так как у них есть ясное представление о будущем месте работы и карьерных перспективах. [https://elibrary.ru/item.asp?id=48479599 <nowiki>[4]</nowiki>]
* '''Снижение молодёжной безработицы:''' Целевое обучение является эффективным инструментом борьбы с безработицей среди выпускников, которая остаётся одной из острых социальных проблем. [https://www.gks.ru/storage/mediabank/trud_mol.pdf <nowiki>[8]</nowiki>]
* '''Практико-ориентированность:''' Взаимодействие с работодателем во время учёбы (через практики и стажировки) позволяет студентам получать актуальные знания и навыки, востребованные на конкретном предприятии.


'''Проблемы и риски, обсуждаемые в аналитических работах:'''
Вторая серьёзная проблема — '''недостаточная эффективность в удержании кадров'''. Научные статьи и анализ практики показывают, что выпускники, особенно в высокооплачиваемых сферах (медицина, IT), нередко предпочитают расторгнуть договор, выплатить государству штраф (стоимость обучения) и уйти работать в частный сектор на более высокую зарплату. [https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html <nowiki>[6]</nowiki>] Это сводит на нет усилия государства по закрытию кадрового дефицита в бюджетных учреждениях. Причина кроется в том, что предлагаемые меры поддержки («пряник») часто не могут конкурировать с рыночными условиями и не компенсируют обязательство («кнут») работать несколько лет на фиксированном месте. [https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html <nowiki>[6]</nowiki>]
* '''Формальный подход:''' Некоторые работодатели могут рассматривать целевое обучение лишь как способ закрыть кадровые бреши дешёвыми специалистами, не вкладываясь в их развитие.
* '''«Крепостное право»:''' Существует риск, что студент, связанный договором, может быть вынужден работать в неудовлетворительных условиях или на низкой зарплате, не имея возможности сменить работодателя без серьёзных финансовых потерь. [https://cyberleninka.ru/article/n/tsalevoe-obuchenie-v-rossii-problemy-pravovogo-regulirovaniya-i-puti-ih-resheniya <nowiki>[9]</nowiki>]
* '''Разрыв между ожиданиями и реальностью:''' Выбор, сделанный в 17-18 лет, может оказаться ошибочным, и к концу обучения студент может потерять интерес к выбранной профессии или работодателю.


Несмотря на эти риски, большинство исследователей сходятся во мнении, что недавние изменения в законодательстве, направленные на повышение прозрачности и конкурентности, являются шагом в правильном направлении. Централизация предложений на платформе «Работа в России» и ужесточение ответственности сторон призваны минимизировать существующие проблемы и сделать целевое обучение более сбалансированным и эффективным инструментом кадровой политики. [https://www.garant.ru/news/1676630/ <nowiki>[5]</nowiki>]
Исследования также указывают на '''слабую вовлечённость заказчиков в процесс обучения'''. Работодатели, заключившие договор, часто не имеют реальных инструментов для контроля успеваемости и влияния на образовательный процесс своего будущего сотрудника. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>] Взаимодействие между предприятием и студентом во время учёбы носит формальный характер, что снижает эффективность практической подготовки. [https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-tselevoy-podgotovki-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey <nowiki>[7]</nowiki>] Ряд исследований, например, проведённых Ю.С. Эзрохом, доказывает недостаточную общую эффективность использования инструмента целевого обучения и предлагает пути его совершенствования. [https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-priyom-v-rossiyskie-vuzy-tekuschee-sostoyanie-problemy-i-puti-ih-resheniya <nowiki>[8]</nowiki>]


== Интересные факты ==
== Интересные факты ==
 
* По некоторым наиболее дефицитным специальностям медицинской ординатуры (например, «акушерство и гинекология», «детская хирургия», «гастроэнтерология») квота на целевое обучение в 2025 году составила 100%. Это означает, что поступить на бюджет по этим направлениям можно только по целевому договору. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>]
* Идея целевой подготовки кадров не нова для России и является преемницей советской системы '''распределения''' выпускников, однако в современном варианте она основана на рыночных механизмах и договорных отношениях.
* Общая численность студентов, уже проходящих целевое обучение по инженерным специальностям в российских вузах, составляет более 67 тысяч человек. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>]
* С 2024 года заказчиками целевого обучения могут выступать не только государственные органы и корпорации, но и частные компании, включённые в специальный реестр, а также резиденты территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023 <nowiki>[2]</nowiki>]
* До реформы 2024 года абитуриенты должны были самостоятельно искать информацию о целевом наборе на сайтах потенциальных заказчиков. Централизация всех предложений на портале «Работа в России» стала кардинальным изменением, направленным на повышение прозрачности и доступности программы. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>]
* Если на одно целевое место претендуют несколько абитуриентов, заказчик может провести дополнительный отбор, чтобы выбрать наиболее мотивированного кандидата.
* Хотя система целевого обучения является федеральной инициативой, её содержание (перечень специальностей и количество мест) в значительной степени определяется запросами конкретных регионов, что позволяет учитывать локальную специфику рынка труда. [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>]
* В случае, если студент-целевик был призван на военную службу, срок отработки по договору переносится на период после её окончания.
* Новые правила предусматривают, что студент может перевестись на другую программу или в другой вуз, но только с согласия заказчика, который должен подтвердить, что новое направление также соответствует его кадровым потребностям. [https://www.pnp.ru/social/v-2024-godu-na-celevoe-obuchenie-v-vuzy-planiruyut-prinyat-poryadka-145-tysyach-chelovek.html <nowiki>[3]</nowiki>]


== См. также ==
== См. также ==
* [https://trudvsem.ru/ Работа России]
* [[Волонтёрство]]
* [[Волонтёрство]]
* [[Волонтёры Победы]]
* [[Волонтёры Победы]]
* [[Волонтеры-медики]]
* [[Волонтёры-медики]]
* [[Волонтеры-культуры]]
* [[Волонтёры культуры]]
* [[Добро.РФ]]
* [[Добро.РФ]]
* [[МЫВМЕСТЕ]]
* [[МЫВМЕСТЕ]]
Строка 83: Строка 64:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[1] [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html Целевое обучение в Вышке — НИУ ВШЭ]


[1] [https://trudvsem.ru/information/pages/target-education Единая цифровая платформа «Работа в России». Раздел «Целевое обучение»]
[2] [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ Квоты на целевое обучение в вузах в 2025 году — Рамблер/семья]
 
[2] [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 1990 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования"]
 
[3] [https://www.pnp.ru/social/v-2024-godu-na-celevoe-obuchenie-v-vuzy-planiruyut-prinyat-poryadka-145-tysyach-chelovek.html В 2024 году на целевое обучение в вузы планируют принять порядка 145 тысяч человек // Парламентская газета]


[4] [https://elibrary.ru/item.asp?id=48479599 Попова Е. А. Целевое обучение как фактор повышения мотивации студентов к обучению // Научная электронная библиотека eLibrary.ru]
[3] [http://government.ru/news/24903/ О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма — Правительство России]


[5] [https://www.garant.ru/news/1676630/ Новые правила целевого обучения в вузах и колледжах с 1 мая 2024 года // ГАРАНТ.РУ]
[4] [http://government.ru/docs/54272/ Правительство утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год — Правительство России]


[6] [https://cyberleninka.ru/article/n/tsalevoe-obuchenie-kak-instrument-formirovaniya-kadrovogo-potentsiala-regiona Целевое обучение как инструмент формирования кадрового потенциала региона // КиберЛенинка]
[5] [https://vaael.ru/article/view?id=3206 Гневашева В.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 1. С. 24-36]


[7] [https://elibrary.ru/item.asp?id=32337622 Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров // Научная электронная библиотека eLibrary.ru]
[6] [https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html Депутат назвал «провалом» результаты программы по целевому обучению — Парламентская газета]


[8] [https://www.gks.ru/storage/mediabank/trud_mol.pdf Рабочая сила, занятость и безработица в России (по итогам выборочных обследований рабочей силы). Статистический сборник // Росстат]
[7] [https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-tselevoy-podgotovki-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey Пономарева Д.И., Пономарев В.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Управленческий учет. 2022. № 1-3. С. 488-494]


[9] [https://cyberleninka.ru/article/n/tsalevoe-obuchenie-v-rossii-problemy-pravovogo-regulirovaniya-i-puti-ih-resheniya Целевое обучение в России: проблемы правового регулирования и пути их решения // КиберЛенинка]
[8] [https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-priyom-v-rossiyskie-vuzy-tekuschee-sostoyanie-problemy-i-puti-ih-resheniya Эзрох Ю.С. ЦЕЛЕВОЙ ПРИЁМ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 46-64]


''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''


[[Категория:Трудоустройство молодёжи]]
[[Категория:Трудоустройство молодёжи]]

Текущая версия от 17:41, 6 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Студенты во время лекции в одном из российских вузов

Целевое обучение — это форма получения высшего или среднего профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (заказчиком) в обмен на обязательство выпускника отработать в данной организации определённый срок после получения диплома. [1] [2] Данный механизм является ключевым инструментом государственной кадровой политики, направленным на устранение дефицита специалистов в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы, а также в регионах, испытывающих нехватку квалифицированных работников. [3]

Заказчиками целевого обучения могут выступать федеральные и региональные органы власти, государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, а также частные компании и индивидуальные предприниматели, соответствующие определённым критериям. [1] С 1 мая 2024 года вступили в силу новые правила, унифицировавшие и сделавшие более прозрачным процесс поступления: все предложения от заказчиков публикуются на единой цифровой платформе «Работа в России». [2]

Масштабы программы постоянно растут. На 2025/2026 учебный год Правительством РФ было выделено более 145 тысяч бюджетных мест для приёма на целевое обучение по 838 специальностям. [2] [4] Наиболее высокие квоты традиционно устанавливаются для медицинских специальностей («Лечебное дело» — 70% мест, «Педиатрия» — 75%), а также для стратегически важных направлений, таких как проектирование авиационных и ракетных двигателей (70%), эксплуатация железных дорог (70%) и кораблестроение (45%). [2] Это подчёркивает значимость целевого обучения как для обеспечения национальной безопасности, так и для решения острых социальных задач, в первую очередь, в сфере здравоохранения.

Социальная политика и меры поддержки

Целевое обучение предлагает студентам ряд значительных преимуществ и мер социальной поддержки, что делает его привлекательным вариантом получения образования. Основным преимуществом является поступление в вуз в рамках отдельной квоты, что предполагает собственный конкурс и, как правило, более низкие проходные баллы по сравнению с общим конкурсом на бюджетные места. [1] Исторически конкурс на целевые места был минимальным, иногда составляя всего одного человека на место, что создавало «тепличные условия» для абитуриентов. [3]

Помимо бесплатного обучения, договор о целевой подготовке обязывает заказчика оказывать студенту меры поддержки на протяжении всего периода учёбы. Эти меры закрепляются в договоре и могут включать:

  • Материальное стимулирование: выплата дополнительной стипендии сверх академической, оплата проезда к месту учёбы и обратно.
  • Образовательная поддержка: оплата дополнительных платных образовательных услуг, курсов повышения квалификации, которые не входят в основную программу.
  • Решение жилищного вопроса: предоставление или оплата найма жилого помещения, в том числе на период практик. [5]
  • Практическая и научная интеграция: организация прохождения всех видов практик на базе предприятия-заказчика, предоставление наставников из числа опытных сотрудников для помощи в написании курсовых и дипломной работ. [1]

Ключевой мерой поддержки и одновременно главным обязательством является гарантированное трудоустройство по окончании вуза. Выпускник получает рабочее место в соответствии с полученной квалификацией, а срок обязательной трудовой деятельности составляет от трёх до пяти лет, что фиксируется в договоре. [2] Это обеспечивает молодому специалисту стабильность на начальном этапе карьеры и защищает от безработицы.

Программы и мероприятия

Процесс организации целевого обучения представляет собой многоэтапную систему взаимодействия между государством, заказчиками и абитуриентами. Он строго регламентирован и направлен на удовлетворение кадровых потребностей регионов и отраслей.

Ежегодно Правительство РФ на основе заявок от регионов утверждает квоты приёма на целевое обучение по конкретным специальностям и направлениям подготовки. [4] Этот процесс позволяет гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда. Например, на 2025 год квоты были увеличены по 77 направлениям и дополнительно введены по 12 новым, среди которых «Наносистемы и наноматериалы» и «Регионоведение России». [4]

С 2024 года ключевым элементом программы стала единая цифровая платформа «Работа в России». Все заказчики обязаны размещать на ней свои предложения до 10 июня. [2] Каждое предложение содержит исчерпывающую информацию:

  • Данные о заказчике и будущем работодателе.
  • Вуз, кампус и образовательная программа.
  • Конкретные меры поддержки студента (размер стипендии, предоставление жилья и т.д.).
  • Требования к успеваемости.
  • Контактные данные для связи.

Абитуриент может подать заявку на целевое обучение только в один вуз и на одну образовательную программу, выбрав предложение одного заказчика. Это повышает осознанность выбора и ответственность сторон.

Программы целевого обучения реализуются ведущими вузами страны. Например, в НИУ ВШЭ на 2025 год было выделено 512 мест в бакалавриате/специалитете и 214 мест в магистратуре. [1] Особую роль целевое обучение играет в подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса и педагогического образования, где реализуются специальные трёхсторонние договоры «регион – вуз – студент». [3]

Исследования и аналитика

Несмотря на свою значимость для кадровой политики, система целевого обучения на протяжении многих лет является объектом критики и научных исследований, выявляющих ряд системных проблем. Эффективность этого механизма часто ставится под сомнение как работодателями, так и экспертами в области образования.

Одной из главных проблем, которая активно обсуждалась до реформы 2024 года, был низкий уровень подготовки абитуриентов. Поступление в рамках отдельного конкурса с минимальной конкуренцией приводило к тому, что средний балл ЕГЭ у «целевиков» был значительно ниже, чем у студентов, поступивших по общему конкурсу (например, в 2016 году разница составляла 4 балла — 62,3 против 66,3). [3] Это вызывало опасения, что стратегически важные отрасли пополняются недостаточно подготовленными специалистами. [5]

Вторая серьёзная проблема — недостаточная эффективность в удержании кадров. Научные статьи и анализ практики показывают, что выпускники, особенно в высокооплачиваемых сферах (медицина, IT), нередко предпочитают расторгнуть договор, выплатить государству штраф (стоимость обучения) и уйти работать в частный сектор на более высокую зарплату. [6] Это сводит на нет усилия государства по закрытию кадрового дефицита в бюджетных учреждениях. Причина кроется в том, что предлагаемые меры поддержки («пряник») часто не могут конкурировать с рыночными условиями и не компенсируют обязательство («кнут») работать несколько лет на фиксированном месте. [6]

Исследования также указывают на слабую вовлечённость заказчиков в процесс обучения. Работодатели, заключившие договор, часто не имеют реальных инструментов для контроля успеваемости и влияния на образовательный процесс своего будущего сотрудника. [5] Взаимодействие между предприятием и студентом во время учёбы носит формальный характер, что снижает эффективность практической подготовки. [7] Ряд исследований, например, проведённых Ю.С. Эзрохом, доказывает недостаточную общую эффективность использования инструмента целевого обучения и предлагает пути его совершенствования. [8]

Интересные факты

  • По некоторым наиболее дефицитным специальностям медицинской ординатуры (например, «акушерство и гинекология», «детская хирургия», «гастроэнтерология») квота на целевое обучение в 2025 году составила 100%. Это означает, что поступить на бюджет по этим направлениям можно только по целевому договору. [2]
  • Общая численность студентов, уже проходящих целевое обучение по инженерным специальностям в российских вузах, составляет более 67 тысяч человек. [5]
  • До реформы 2024 года абитуриенты должны были самостоятельно искать информацию о целевом наборе на сайтах потенциальных заказчиков. Централизация всех предложений на портале «Работа в России» стала кардинальным изменением, направленным на повышение прозрачности и доступности программы. [2]
  • Хотя система целевого обучения является федеральной инициативой, её содержание (перечень специальностей и количество мест) в значительной степени определяется запросами конкретных регионов, что позволяет учитывать локальную специфику рынка труда. [4]

См. также

Ссылки

[1] Целевое обучение в Вышке — НИУ ВШЭ

[2] Квоты на целевое обучение в вузах в 2025 году — Рамблер/семья

[3] О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма — Правительство России

[4] Правительство утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год — Правительство России

[5] Гневашева В.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 1. С. 24-36

[6] Депутат назвал «провалом» результаты программы по целевому обучению — Парламентская газета

[7] Пономарева Д.И., Пономарев В.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Управленческий учет. 2022. № 1-3. С. 488-494

[8] Эзрох Ю.С. ЦЕЛЕВОЙ ПРИЁМ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 46-64

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.