Целевое обучение студентов: различия между версиями
AMyshkis (обсуждение | вклад) Новая страница: « '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Студенты во время лекции в одном из российских вузов '''Целевое обучение''' — это форма получения профессионального образования в России, при которой обучение ст...» |
WikiTrud (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 4 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
[[Файл:Students_at_university.jpg|мини|500x500пкс|Студенты во время лекции в одном из российских вузов]] | [[Файл:Students_at_university.jpg|мини|500x500пкс|Студенты во время лекции в одном из российских вузов]] | ||
'''Целевое обучение''' — это форма получения профессионального образования в России, при которой обучение студента | '''Целевое обучение''' — это форма получения высшего или среднего профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (заказчиком) в обмен на обязательство выпускника отработать в данной организации определённый срок после получения диплома. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Данный механизм является ключевым инструментом государственной кадровой политики, направленным на устранение дефицита специалистов в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы, а также в регионах, испытывающих нехватку квалифицированных работников. [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>] | ||
Заказчиками целевого обучения могут выступать федеральные и региональные органы власти, государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, а также частные компании и индивидуальные предприниматели, соответствующие определённым критериям. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] С 1 мая 2024 года вступили в силу новые правила, унифицировавшие и сделавшие более прозрачным процесс поступления: все предложения от заказчиков публикуются на единой цифровой платформе «Работа в России». [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] | |||
Масштабы программы постоянно растут. На 2025/2026 учебный год Правительством РФ было выделено более 145 тысяч бюджетных мест для приёма на целевое обучение по 838 специальностям. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>] Наиболее высокие квоты традиционно устанавливаются для медицинских специальностей («Лечебное дело» — 70% мест, «Педиатрия» — 75%), а также для стратегически важных направлений, таких как проектирование авиационных и ракетных двигателей (70%), эксплуатация железных дорог (70%) и кораблестроение (45%). [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Это подчёркивает значимость целевого обучения как для обеспечения национальной безопасности, так и для решения острых социальных задач, в первую очередь, в сфере здравоохранения. | |||
== Социальная политика и меры поддержки == | |||
Целевое обучение предлагает студентам ряд значительных преимуществ и мер социальной поддержки, что делает его привлекательным вариантом получения образования. Основным преимуществом является поступление в вуз в рамках отдельной квоты, что предполагает собственный конкурс и, как правило, более низкие проходные баллы по сравнению с общим конкурсом на бюджетные места. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] Исторически конкурс на целевые места был минимальным, иногда составляя всего одного человека на место, что создавало «тепличные условия» для абитуриентов. [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>] | |||
Помимо бесплатного обучения, договор о целевой подготовке обязывает заказчика оказывать студенту меры поддержки на протяжении всего периода учёбы. Эти меры закрепляются в договоре и могут включать: | |||
* '''Материальное стимулирование:''' выплата дополнительной стипендии сверх академической, оплата проезда к месту учёбы и обратно. | |||
* | * '''Образовательная поддержка:''' оплата дополнительных платных образовательных услуг, курсов повышения квалификации, которые не входят в основную программу. | ||
* | * '''Решение жилищного вопроса:''' предоставление или оплата найма жилого помещения, в том числе на период практик. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>] | ||
* | * '''Практическая и научная интеграция:''' организация прохождения всех видов практик на базе предприятия-заказчика, предоставление наставников из числа опытных сотрудников для помощи в написании курсовых и дипломной работ. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] | ||
* ''' | |||
''' | Ключевой мерой поддержки и одновременно главным обязательством является '''гарантированное трудоустройство''' по окончании вуза. Выпускник получает рабочее место в соответствии с полученной квалификацией, а срок обязательной трудовой деятельности составляет от трёх до пяти лет, что фиксируется в договоре. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Это обеспечивает молодому специалисту стабильность на начальном этапе карьеры и защищает от безработицы. | ||
== Программы и мероприятия == | == Программы и мероприятия == | ||
Процесс организации целевого обучения представляет собой многоэтапную систему взаимодействия между государством, заказчиками и абитуриентами. Он строго регламентирован и направлен на удовлетворение кадровых потребностей регионов и отраслей. | |||
Ежегодно Правительство РФ на основе заявок от регионов утверждает квоты приёма на целевое обучение по конкретным специальностям и направлениям подготовки. [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>] Этот процесс позволяет гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда. Например, на 2025 год квоты были увеличены по 77 направлениям и дополнительно введены по 12 новым, среди которых «Наносистемы и наноматериалы» и «Регионоведение России». [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>] | |||
С 2024 года ключевым элементом программы стала единая цифровая платформа «Работа в России». Все заказчики обязаны размещать на ней свои предложения до 10 июня. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Каждое предложение содержит исчерпывающую информацию: | |||
* | * Данные о заказчике и будущем работодателе. | ||
* | * Вуз, кампус и образовательная программа. | ||
* | * Конкретные меры поддержки студента (размер стипендии, предоставление жилья и т.д.). | ||
* | * Требования к успеваемости. | ||
* | * Контактные данные для связи. | ||
Абитуриент может подать заявку на целевое обучение только в один вуз и на одну образовательную программу, выбрав предложение одного заказчика. Это повышает осознанность выбора и ответственность сторон. | |||
Программы целевого обучения реализуются ведущими вузами страны. Например, в НИУ ВШЭ на 2025 год было выделено 512 мест в бакалавриате/специалитете и 214 мест в магистратуре. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] Особую роль целевое обучение играет в подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса и педагогического образования, где реализуются специальные трёхсторонние договоры «регион – вуз – студент». [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>] | |||
== Исследования и аналитика == | == Исследования и аналитика == | ||
Несмотря на свою значимость для кадровой политики, система целевого обучения на протяжении многих лет является объектом критики и научных исследований, выявляющих ряд системных проблем. Эффективность этого механизма часто ставится под сомнение как работодателями, так и экспертами в области образования. | |||
Одной из главных проблем, которая активно обсуждалась до реформы 2024 года, был '''низкий уровень подготовки абитуриентов'''. Поступление в рамках отдельного конкурса с минимальной конкуренцией приводило к тому, что средний балл ЕГЭ у «целевиков» был значительно ниже, чем у студентов, поступивших по общему конкурсу (например, в 2016 году разница составляла 4 балла — 62,3 против 66,3). [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>] Это вызывало опасения, что стратегически важные отрасли пополняются недостаточно подготовленными специалистами. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>] | |||
''' | Вторая серьёзная проблема — '''недостаточная эффективность в удержании кадров'''. Научные статьи и анализ практики показывают, что выпускники, особенно в высокооплачиваемых сферах (медицина, IT), нередко предпочитают расторгнуть договор, выплатить государству штраф (стоимость обучения) и уйти работать в частный сектор на более высокую зарплату. [https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html <nowiki>[6]</nowiki>] Это сводит на нет усилия государства по закрытию кадрового дефицита в бюджетных учреждениях. Причина кроется в том, что предлагаемые меры поддержки («пряник») часто не могут конкурировать с рыночными условиями и не компенсируют обязательство («кнут») работать несколько лет на фиксированном месте. [https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html <nowiki>[6]</nowiki>] | ||
Исследования также указывают на '''слабую вовлечённость заказчиков в процесс обучения'''. Работодатели, заключившие договор, часто не имеют реальных инструментов для контроля успеваемости и влияния на образовательный процесс своего будущего сотрудника. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>] Взаимодействие между предприятием и студентом во время учёбы носит формальный характер, что снижает эффективность практической подготовки. [https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-tselevoy-podgotovki-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey <nowiki>[7]</nowiki>] Ряд исследований, например, проведённых Ю.С. Эзрохом, доказывает недостаточную общую эффективность использования инструмента целевого обучения и предлагает пути его совершенствования. [https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-priyom-v-rossiyskie-vuzy-tekuschee-sostoyanie-problemy-i-puti-ih-resheniya <nowiki>[8]</nowiki>] | |||
== Интересные факты == | == Интересные факты == | ||
* По некоторым наиболее дефицитным специальностям медицинской ординатуры (например, «акушерство и гинекология», «детская хирургия», «гастроэнтерология») квота на целевое обучение в 2025 году составила 100%. Это означает, что поступить на бюджет по этим направлениям можно только по целевому договору. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] | |||
* | * Общая численность студентов, уже проходящих целевое обучение по инженерным специальностям в российских вузах, составляет более 67 тысяч человек. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>] | ||
* До реформы 2024 года абитуриенты должны были самостоятельно искать информацию о целевом наборе на сайтах потенциальных заказчиков. Централизация всех предложений на портале «Работа в России» стала кардинальным изменением, направленным на повышение прозрачности и доступности программы. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] | |||
* | * Хотя система целевого обучения является федеральной инициативой, её содержание (перечень специальностей и количество мест) в значительной степени определяется запросами конкретных регионов, что позволяет учитывать локальную специфику рынка труда. [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>] | ||
* | |||
== См. также == | == См. также == | ||
* [https://trudvsem.ru/ Работа России] | |||
* [[Волонтёрство]] | * [[Волонтёрство]] | ||
* [[Волонтёры Победы]] | * [[Волонтёры Победы]] | ||
* [[ | * [[Волонтёры-медики]] | ||
* [[ | * [[Волонтёры культуры]] | ||
* [[Добро.РФ]] | * [[Добро.РФ]] | ||
* [[МЫВМЕСТЕ]] | * [[МЫВМЕСТЕ]] | ||
Строка 83: | Строка 64: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[1] [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html Целевое обучение в Вышке — НИУ ВШЭ] | |||
[ | [2] [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ Квоты на целевое обучение в вузах в 2025 году — Рамблер/семья] | ||
[ | |||
[ | [3] [http://government.ru/news/24903/ О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма — Правительство России] | ||
[ | |||
[ | [4] [http://government.ru/docs/54272/ Правительство утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год — Правительство России] | ||
[ | |||
[5] [https://vaael.ru/article/view?id=3206 Гневашева В.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 1. С. 24-36] | |||
[ | [6] [https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html Депутат назвал «провалом» результаты программы по целевому обучению — Парламентская газета] | ||
[7] [https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-tselevoy-podgotovki-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey Пономарева Д.И., Пономарев В.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Управленческий учет. 2022. № 1-3. С. 488-494] | |||
[8] [https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-priyom-v-rossiyskie-vuzy-tekuschee-sostoyanie-problemy-i-puti-ih-resheniya Эзрох Ю.С. ЦЕЛЕВОЙ ПРИЁМ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 46-64] | |||
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.'' | ''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.'' | ||
[[Категория:Трудоустройство молодёжи]] |
Текущая версия от 17:41, 6 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Целевое обучение — это форма получения высшего или среднего профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (заказчиком) в обмен на обязательство выпускника отработать в данной организации определённый срок после получения диплома. [1] [2] Данный механизм является ключевым инструментом государственной кадровой политики, направленным на устранение дефицита специалистов в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы, а также в регионах, испытывающих нехватку квалифицированных работников. [3]
Заказчиками целевого обучения могут выступать федеральные и региональные органы власти, государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, а также частные компании и индивидуальные предприниматели, соответствующие определённым критериям. [1] С 1 мая 2024 года вступили в силу новые правила, унифицировавшие и сделавшие более прозрачным процесс поступления: все предложения от заказчиков публикуются на единой цифровой платформе «Работа в России». [2]
Масштабы программы постоянно растут. На 2025/2026 учебный год Правительством РФ было выделено более 145 тысяч бюджетных мест для приёма на целевое обучение по 838 специальностям. [2] [4] Наиболее высокие квоты традиционно устанавливаются для медицинских специальностей («Лечебное дело» — 70% мест, «Педиатрия» — 75%), а также для стратегически важных направлений, таких как проектирование авиационных и ракетных двигателей (70%), эксплуатация железных дорог (70%) и кораблестроение (45%). [2] Это подчёркивает значимость целевого обучения как для обеспечения национальной безопасности, так и для решения острых социальных задач, в первую очередь, в сфере здравоохранения.
Социальная политика и меры поддержки
Целевое обучение предлагает студентам ряд значительных преимуществ и мер социальной поддержки, что делает его привлекательным вариантом получения образования. Основным преимуществом является поступление в вуз в рамках отдельной квоты, что предполагает собственный конкурс и, как правило, более низкие проходные баллы по сравнению с общим конкурсом на бюджетные места. [1] Исторически конкурс на целевые места был минимальным, иногда составляя всего одного человека на место, что создавало «тепличные условия» для абитуриентов. [3]
Помимо бесплатного обучения, договор о целевой подготовке обязывает заказчика оказывать студенту меры поддержки на протяжении всего периода учёбы. Эти меры закрепляются в договоре и могут включать:
- Материальное стимулирование: выплата дополнительной стипендии сверх академической, оплата проезда к месту учёбы и обратно.
- Образовательная поддержка: оплата дополнительных платных образовательных услуг, курсов повышения квалификации, которые не входят в основную программу.
- Решение жилищного вопроса: предоставление или оплата найма жилого помещения, в том числе на период практик. [5]
- Практическая и научная интеграция: организация прохождения всех видов практик на базе предприятия-заказчика, предоставление наставников из числа опытных сотрудников для помощи в написании курсовых и дипломной работ. [1]
Ключевой мерой поддержки и одновременно главным обязательством является гарантированное трудоустройство по окончании вуза. Выпускник получает рабочее место в соответствии с полученной квалификацией, а срок обязательной трудовой деятельности составляет от трёх до пяти лет, что фиксируется в договоре. [2] Это обеспечивает молодому специалисту стабильность на начальном этапе карьеры и защищает от безработицы.
Программы и мероприятия
Процесс организации целевого обучения представляет собой многоэтапную систему взаимодействия между государством, заказчиками и абитуриентами. Он строго регламентирован и направлен на удовлетворение кадровых потребностей регионов и отраслей.
Ежегодно Правительство РФ на основе заявок от регионов утверждает квоты приёма на целевое обучение по конкретным специальностям и направлениям подготовки. [4] Этот процесс позволяет гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда. Например, на 2025 год квоты были увеличены по 77 направлениям и дополнительно введены по 12 новым, среди которых «Наносистемы и наноматериалы» и «Регионоведение России». [4]
С 2024 года ключевым элементом программы стала единая цифровая платформа «Работа в России». Все заказчики обязаны размещать на ней свои предложения до 10 июня. [2] Каждое предложение содержит исчерпывающую информацию:
- Данные о заказчике и будущем работодателе.
- Вуз, кампус и образовательная программа.
- Конкретные меры поддержки студента (размер стипендии, предоставление жилья и т.д.).
- Требования к успеваемости.
- Контактные данные для связи.
Абитуриент может подать заявку на целевое обучение только в один вуз и на одну образовательную программу, выбрав предложение одного заказчика. Это повышает осознанность выбора и ответственность сторон.
Программы целевого обучения реализуются ведущими вузами страны. Например, в НИУ ВШЭ на 2025 год было выделено 512 мест в бакалавриате/специалитете и 214 мест в магистратуре. [1] Особую роль целевое обучение играет в подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса и педагогического образования, где реализуются специальные трёхсторонние договоры «регион – вуз – студент». [3]
Исследования и аналитика
Несмотря на свою значимость для кадровой политики, система целевого обучения на протяжении многих лет является объектом критики и научных исследований, выявляющих ряд системных проблем. Эффективность этого механизма часто ставится под сомнение как работодателями, так и экспертами в области образования.
Одной из главных проблем, которая активно обсуждалась до реформы 2024 года, был низкий уровень подготовки абитуриентов. Поступление в рамках отдельного конкурса с минимальной конкуренцией приводило к тому, что средний балл ЕГЭ у «целевиков» был значительно ниже, чем у студентов, поступивших по общему конкурсу (например, в 2016 году разница составляла 4 балла — 62,3 против 66,3). [3] Это вызывало опасения, что стратегически важные отрасли пополняются недостаточно подготовленными специалистами. [5]
Вторая серьёзная проблема — недостаточная эффективность в удержании кадров. Научные статьи и анализ практики показывают, что выпускники, особенно в высокооплачиваемых сферах (медицина, IT), нередко предпочитают расторгнуть договор, выплатить государству штраф (стоимость обучения) и уйти работать в частный сектор на более высокую зарплату. [6] Это сводит на нет усилия государства по закрытию кадрового дефицита в бюджетных учреждениях. Причина кроется в том, что предлагаемые меры поддержки («пряник») часто не могут конкурировать с рыночными условиями и не компенсируют обязательство («кнут») работать несколько лет на фиксированном месте. [6]
Исследования также указывают на слабую вовлечённость заказчиков в процесс обучения. Работодатели, заключившие договор, часто не имеют реальных инструментов для контроля успеваемости и влияния на образовательный процесс своего будущего сотрудника. [5] Взаимодействие между предприятием и студентом во время учёбы носит формальный характер, что снижает эффективность практической подготовки. [7] Ряд исследований, например, проведённых Ю.С. Эзрохом, доказывает недостаточную общую эффективность использования инструмента целевого обучения и предлагает пути его совершенствования. [8]
Интересные факты
- По некоторым наиболее дефицитным специальностям медицинской ординатуры (например, «акушерство и гинекология», «детская хирургия», «гастроэнтерология») квота на целевое обучение в 2025 году составила 100%. Это означает, что поступить на бюджет по этим направлениям можно только по целевому договору. [2]
- Общая численность студентов, уже проходящих целевое обучение по инженерным специальностям в российских вузах, составляет более 67 тысяч человек. [5]
- До реформы 2024 года абитуриенты должны были самостоятельно искать информацию о целевом наборе на сайтах потенциальных заказчиков. Централизация всех предложений на портале «Работа в России» стала кардинальным изменением, направленным на повышение прозрачности и доступности программы. [2]
- Хотя система целевого обучения является федеральной инициативой, её содержание (перечень специальностей и количество мест) в значительной степени определяется запросами конкретных регионов, что позволяет учитывать локальную специфику рынка труда. [4]
См. также
- Работа России
- Волонтёрство
- Волонтёры Победы
- Волонтёры-медики
- Волонтёры культуры
- Добро.РФ
- МЫВМЕСТЕ
- Российское движение школьников
- Студенческая семья
Ссылки
[1] Целевое обучение в Вышке — НИУ ВШЭ
[2] Квоты на целевое обучение в вузах в 2025 году — Рамблер/семья
[3] О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма — Правительство России
[4] Правительство утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год — Правительство России
[6] Депутат назвал «провалом» результаты программы по целевому обучению — Парламентская газета
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.