Целевое обучение студентов: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
Строка 53: Строка 53:


== См. также ==
== См. также ==
* [https://trudvsem.ru/ Работа России]
* [[Волонтёрство]]
* [[Волонтёрство]]
* [[Волонтёры Победы]]
* [[Волонтёры Победы]]

Текущая версия от 17:41, 6 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Студенты во время лекции в одном из российских вузов

Целевое обучение — это форма получения высшего или среднего профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (заказчиком) в обмен на обязательство выпускника отработать в данной организации определённый срок после получения диплома. [1] [2] Данный механизм является ключевым инструментом государственной кадровой политики, направленным на устранение дефицита специалистов в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы, а также в регионах, испытывающих нехватку квалифицированных работников. [3]

Заказчиками целевого обучения могут выступать федеральные и региональные органы власти, государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, а также частные компании и индивидуальные предприниматели, соответствующие определённым критериям. [1] С 1 мая 2024 года вступили в силу новые правила, унифицировавшие и сделавшие более прозрачным процесс поступления: все предложения от заказчиков публикуются на единой цифровой платформе «Работа в России». [2]

Масштабы программы постоянно растут. На 2025/2026 учебный год Правительством РФ было выделено более 145 тысяч бюджетных мест для приёма на целевое обучение по 838 специальностям. [2] [4] Наиболее высокие квоты традиционно устанавливаются для медицинских специальностей («Лечебное дело» — 70% мест, «Педиатрия» — 75%), а также для стратегически важных направлений, таких как проектирование авиационных и ракетных двигателей (70%), эксплуатация железных дорог (70%) и кораблестроение (45%). [2] Это подчёркивает значимость целевого обучения как для обеспечения национальной безопасности, так и для решения острых социальных задач, в первую очередь, в сфере здравоохранения.

Социальная политика и меры поддержки

Целевое обучение предлагает студентам ряд значительных преимуществ и мер социальной поддержки, что делает его привлекательным вариантом получения образования. Основным преимуществом является поступление в вуз в рамках отдельной квоты, что предполагает собственный конкурс и, как правило, более низкие проходные баллы по сравнению с общим конкурсом на бюджетные места. [1] Исторически конкурс на целевые места был минимальным, иногда составляя всего одного человека на место, что создавало «тепличные условия» для абитуриентов. [3]

Помимо бесплатного обучения, договор о целевой подготовке обязывает заказчика оказывать студенту меры поддержки на протяжении всего периода учёбы. Эти меры закрепляются в договоре и могут включать:

  • Материальное стимулирование: выплата дополнительной стипендии сверх академической, оплата проезда к месту учёбы и обратно.
  • Образовательная поддержка: оплата дополнительных платных образовательных услуг, курсов повышения квалификации, которые не входят в основную программу.
  • Решение жилищного вопроса: предоставление или оплата найма жилого помещения, в том числе на период практик. [5]
  • Практическая и научная интеграция: организация прохождения всех видов практик на базе предприятия-заказчика, предоставление наставников из числа опытных сотрудников для помощи в написании курсовых и дипломной работ. [1]

Ключевой мерой поддержки и одновременно главным обязательством является гарантированное трудоустройство по окончании вуза. Выпускник получает рабочее место в соответствии с полученной квалификацией, а срок обязательной трудовой деятельности составляет от трёх до пяти лет, что фиксируется в договоре. [2] Это обеспечивает молодому специалисту стабильность на начальном этапе карьеры и защищает от безработицы.

Программы и мероприятия

Процесс организации целевого обучения представляет собой многоэтапную систему взаимодействия между государством, заказчиками и абитуриентами. Он строго регламентирован и направлен на удовлетворение кадровых потребностей регионов и отраслей.

Ежегодно Правительство РФ на основе заявок от регионов утверждает квоты приёма на целевое обучение по конкретным специальностям и направлениям подготовки. [4] Этот процесс позволяет гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда. Например, на 2025 год квоты были увеличены по 77 направлениям и дополнительно введены по 12 новым, среди которых «Наносистемы и наноматериалы» и «Регионоведение России». [4]

С 2024 года ключевым элементом программы стала единая цифровая платформа «Работа в России». Все заказчики обязаны размещать на ней свои предложения до 10 июня. [2] Каждое предложение содержит исчерпывающую информацию:

  • Данные о заказчике и будущем работодателе.
  • Вуз, кампус и образовательная программа.
  • Конкретные меры поддержки студента (размер стипендии, предоставление жилья и т.д.).
  • Требования к успеваемости.
  • Контактные данные для связи.

Абитуриент может подать заявку на целевое обучение только в один вуз и на одну образовательную программу, выбрав предложение одного заказчика. Это повышает осознанность выбора и ответственность сторон.

Программы целевого обучения реализуются ведущими вузами страны. Например, в НИУ ВШЭ на 2025 год было выделено 512 мест в бакалавриате/специалитете и 214 мест в магистратуре. [1] Особую роль целевое обучение играет в подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса и педагогического образования, где реализуются специальные трёхсторонние договоры «регион – вуз – студент». [3]

Исследования и аналитика

Несмотря на свою значимость для кадровой политики, система целевого обучения на протяжении многих лет является объектом критики и научных исследований, выявляющих ряд системных проблем. Эффективность этого механизма часто ставится под сомнение как работодателями, так и экспертами в области образования.

Одной из главных проблем, которая активно обсуждалась до реформы 2024 года, был низкий уровень подготовки абитуриентов. Поступление в рамках отдельного конкурса с минимальной конкуренцией приводило к тому, что средний балл ЕГЭ у «целевиков» был значительно ниже, чем у студентов, поступивших по общему конкурсу (например, в 2016 году разница составляла 4 балла — 62,3 против 66,3). [3] Это вызывало опасения, что стратегически важные отрасли пополняются недостаточно подготовленными специалистами. [5]

Вторая серьёзная проблема — недостаточная эффективность в удержании кадров. Научные статьи и анализ практики показывают, что выпускники, особенно в высокооплачиваемых сферах (медицина, IT), нередко предпочитают расторгнуть договор, выплатить государству штраф (стоимость обучения) и уйти работать в частный сектор на более высокую зарплату. [6] Это сводит на нет усилия государства по закрытию кадрового дефицита в бюджетных учреждениях. Причина кроется в том, что предлагаемые меры поддержки («пряник») часто не могут конкурировать с рыночными условиями и не компенсируют обязательство («кнут») работать несколько лет на фиксированном месте. [6]

Исследования также указывают на слабую вовлечённость заказчиков в процесс обучения. Работодатели, заключившие договор, часто не имеют реальных инструментов для контроля успеваемости и влияния на образовательный процесс своего будущего сотрудника. [5] Взаимодействие между предприятием и студентом во время учёбы носит формальный характер, что снижает эффективность практической подготовки. [7] Ряд исследований, например, проведённых Ю.С. Эзрохом, доказывает недостаточную общую эффективность использования инструмента целевого обучения и предлагает пути его совершенствования. [8]

Интересные факты

  • По некоторым наиболее дефицитным специальностям медицинской ординатуры (например, «акушерство и гинекология», «детская хирургия», «гастроэнтерология») квота на целевое обучение в 2025 году составила 100%. Это означает, что поступить на бюджет по этим направлениям можно только по целевому договору. [2]
  • Общая численность студентов, уже проходящих целевое обучение по инженерным специальностям в российских вузах, составляет более 67 тысяч человек. [5]
  • До реформы 2024 года абитуриенты должны были самостоятельно искать информацию о целевом наборе на сайтах потенциальных заказчиков. Централизация всех предложений на портале «Работа в России» стала кардинальным изменением, направленным на повышение прозрачности и доступности программы. [2]
  • Хотя система целевого обучения является федеральной инициативой, её содержание (перечень специальностей и количество мест) в значительной степени определяется запросами конкретных регионов, что позволяет учитывать локальную специфику рынка труда. [4]

См. также

Ссылки

[1] Целевое обучение в Вышке — НИУ ВШЭ

[2] Квоты на целевое обучение в вузах в 2025 году — Рамблер/семья

[3] О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма — Правительство России

[4] Правительство утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год — Правительство России

[5] Гневашева В.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 1. С. 24-36

[6] Депутат назвал «провалом» результаты программы по целевому обучению — Парламентская газета

[7] Пономарева Д.И., Пономарев В.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Управленческий учет. 2022. № 1-3. С. 488-494

[8] Эзрох Ю.С. ЦЕЛЕВОЙ ПРИЁМ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 46-64

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.