Родительские университеты: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 74: Строка 74:


== См. также ==
== См. также ==
* [[Материнский (семейный) капитал]]
* [[Всероссийский день семьи, любви и верности]]
* [[Всероссийский день семьи, любви и верности]]
* [[Семейные и детские центры]]
* [[Семейные и детские центры]]
* [[Всероссийский конкурс «Семья года»]]
* [[Всероссийский конкурс «Семья года»]]
* [[Центры планирования семьи и репродукции
* [[Семейные и детские центры]]
* [[Семейные и детские центры]]
* [[Курсы для будущих родителей]]
* [[Курсы для будущих родителей]]
* [[Многофункциональные семейные центры]]
* [[Программы профилактики семейного неблагополучия]]
* [[Программы профилактики семейного неблагополучия]]
* [[Консультативные центры для родителей]]
* [[Консультативные центры для родителей]]
* [[Родительские университеты]]
* [[Семейные детские сады]]
* [[Семейные детские сады]]
* [[Ясли и детские сады для детей до 3 лет]]
* [[Ясли и детские сады для детей до 3 лет]]

Текущая версия от 17:03, 1 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Всероссийский образовательный форум «Родительские университеты» в Центре знаний «Машук»

Родительские университеты — это комплексная форма просветительской и образовательной деятельности в России, направленная на повышение психолого-педагогической, правовой и социальной компетентности родителей (или лиц, их заменяющих) в вопросах воспитания, развития и образования детей. Данные проекты объединяют усилия государственных структур, образовательных учреждений, некоммерческих организаций и бизнеса для создания единой системы поддержки семей. [1] [2] Актуальность «Родительских университетов» обусловлена современными вызовами, с которыми сталкивается институт семьи в России, и необходимостью укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Государство рассматривает родительское просвещение как важный инструмент семейной и демографической политики, что подтверждается поручениями Президента РФ. [3] [4]

История развития

Идея систематического педагогического просвещения родителей не является новой для России. Один из первых «Родительских университетов» был открыт осенью 1953 года на базе Московского государственного университета (МГУ). Слушателями становились все желающие, независимо от их образования и профессии. Программа была рассчитана на один учебный год (с октября по май) и включала еженедельные трехчасовые занятия. [5]

Курс состоял из трех основных дисциплин:

  • Детская гигиена: освещала вопросы физического развития детей, режима сна и питания, а также профилактики детских заболеваний.
  • Детская психология: знакомила родителей с особенностями формирования психики ребенка, развития его памяти, мышления, воли и способностей.
  • Педагогика семейного воспитания: обучала практическим методам организации жизни в семье, принципам умственного, нравственного и эстетического воспитания, а также правилам поощрения и наказания.

Помимо лекций, проводились семинары и индивидуальные консультации. В конце учебного года слушатели писали зачетные работы, в которых анализировали собственный опыт воспитания и результаты применения полученных знаний. Этот исторический опыт заложил основы для современных проектов родительского просвещения, которые адаптируют и развивают эти подходы в новых социальных и технологических условиях. [5]

Законодательная база и государственная поддержка

Современные «Родительские университеты» функционируют в рамках государственной политики в области семьи и молодежи. Их деятельность является мерой государственной поддержки, направленной на внедрение программ просвещения для родителей, чьи дети посещают дошкольные образовательные организации. [4]

Ключевым документом, стимулирующим развитие этого направления, является перечень поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 года № Пр-1049ГС, изданный по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ. В нем подчеркивается необходимость подготовки и внедрения соответствующих просветительских программ. [6]

Просветительская деятельность рассматривается как:

  • Значимая часть профессиональной деятельности педагогов.
  • Один из инструментов государственной поддержки семей.
  • Механизм формирования единого образовательного пространства страны.
  • Способ формирования позиции осознанного и ответственного родительства.

Проекты реализуются при поддержке Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, а также в рамках национальных проектов, например, «Образование». [7] [8] Поддержка также оказывается через систему грантов, в том числе грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. [9] Это позволяет привлекать к реализации проектов не только государственные, но и некоммерческие организации.

Организации поддержки и ключевые проекты

Развитием «Родительских университетов» в России занимаются несколько ключевых организаций, реализующих масштабные проекты федерального и регионального уровней.

Институт изучения детства, семьи и воспитания (ФГБНУ «ИИДСВ») Один из главных разработчиков и координаторов проектов в сфере родительского просвещения. Институт реализует проект «Родительские университеты» совместно с Центром знаний «Машук» и Российским обществом «Знание». Ключевая задача проекта — подготовка специалистов дошкольных образовательных организаций к проведению просветительских мероприятий для родителей. Для этого разрабатываются методические материалы, нацеленные на формирование у детей традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В июне 2024 года был проведен Всероссийский образовательный форум «Родительские университеты» для обучения специалистов и лекторов. [1]

Всероссийский просветительский проект "Родительский университет: PRO-родители" Это партнерский проект, объединяющий усилия государства, бизнеса (ГК «Просвещение»), НКО (АНО «Время героев») и образовательных учреждений (РАНХиГС, ВДЦ «Орленок»). Цель проекта — создание комплексной информационно-просветительской платформы для родителей, направленной на развитие их компетенций и вовлечение в осознанный процесс воспитания. Проект ориентирован на создание образовательной экосистемы, предлагающей родителям современные технологии и методические разработки. [2]

Проекты Национального института защиты детства Данный институт реализовал несколько проектов, финансируемых за счет грантов Президента РФ. Проект «Родительский университет – дистанционное обучение родителей» и его продолжение «Семейный университет» были направлены на реализацию дистанционных форм просвещения. Программы охватили 11 регионов России и были нацелены на развитие компетенций в сфере позитивного родительства и ненасильственного воспитания, а также на формирование у детей навыков безопасного поведения. [9] [10]

Региональные проекты На региональном уровне также активно создаются «Родительские университеты». Например, в Оренбургской области проект реализуется силами Оренбургского государственного педагогического университета. [11] В Белогорске (Амурская область) проект нацелен на повышение педагогической компетентности воспитателей детских садов. [12] Также существуют онлайн-платформы, такие как «Родительский университет МГПУ» и «Родительский онлайн-университет» от НГПУ, которые предоставляют видеолекции и методические рекомендации. [13] [8]

Социальная политика и меры поддержки

«Родительские университеты» являются важным элементом социальной политики, направленной на поддержку семьи и молодежи. Основная цель этой политики — приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства и обеспечение единства подходов к воспитанию детей в семье и в образовательных учреждениях. [3]

Основные направления поддержки в рамках проектов:

  • Психолого-педагогическое просвещение: Родителям предоставляется информация о возрастных особенностях детей, методах позитивного воспитания, способах разрешения конфликтов и построения гармоничных семейных отношений. [9]
  • Информационная поддержка: Освещаются вопросы, связанные с правами семьи, мерами государственной поддержки (например, программа Молодая семья [14] [15]), а также возможностями получения социальных услуг.
  • Развитие родительских компетенций: Проводятся тренинги, семинары и вебинары, направленные на формирование у родителей практических навыков. Например, обучение навыкам ненасильственного общения, цифровой гигиены, а также методам мотивации детей к обучению. [8]
  • Профессиональная поддержка: Для родителей проводятся супервизии, где они могут разобрать сложные случаи из своей воспитательной практики с участием психологов и педагогов. [9]
  • Поддержка молодых семей: Особое внимание уделяется молодым и студенческим семьям. Для них разрабатываются адаптированные материалы, например, по курсу «Семьеведение», которые помогают подготовиться к созданию семьи и рождению детей. [1]

Эти меры способствуют укреплению института семьи, профилактике социального сиротства и повышению общего уровня благополучия семей с детьми в России.

Программы и мероприятия

Программы «Родительских университетов» отличаются разнообразием форматов и тематик, адаптированных под запросы современных семей. Они реализуются как в очном, так и в дистанционном формате.

Форматы проведения:

  • Лекции и семинары: Традиционный формат, в рамках которого эксперты (психологи, педагоги, врачи, юристы) выступают перед родительской аудиторией. [5]
  • Онлайн-курсы и вебинары: Наиболее популярный современный формат, позволяющий охватить широкую аудиторию по всей стране. Платформы, такие как «Родительский Университет Онлайн» или проекты НГПУ, предлагают доступ к записям лекций и интерактивным занятиям. [16] [8]
  • Интерактивные занятия для детей: Некоторые проекты включают программы для детей, направленные на обучение навыкам личной безопасности, ассертивного поведения и неконфликтного общения. [9]
  • Консультации и супервизии: Индивидуальная или групповая работа с психологами для разбора конкретных семейных ситуаций.
  • Форумы и конференции: Крупные мероприятия, такие как Всероссийский образовательный форум «Родительские университеты», объединяют специалистов и родителей для обмена опытом и обсуждения актуальных проблем. [1]
  • Конкурсы родительских инициатив: Формат, стимулирующий активность самих родителей, предлагая им грантовую поддержку на реализацию собственных проектов в сфере воспитания. [17]

Основные тематические блоки программ:

  • Психология и педагогика: Детско-родительские отношения, возрастные кризисы, школьная неуспеваемость, мотивация к учебе, профилактика девиантного поведения.
  • Здоровье и безопасность: Физическое развитие ребенка, режим дня, основы цифровой гигиены, профилактика зависимостей, безопасность в интернете.
  • Правовые и социальные вопросы: Права семьи и ребенка, государственная поддержка, льготы, пособия.
  • Развитие и творчество: Эстетическое воспитание, развитие способностей ребенка, организация досуга.
  • Семьеведение: Подготовка молодежи к семейной жизни, укрепление семейных ценностей.

См. также

Ссылки

[1] В России появятся «Родительские университеты»

[2] Всероссийский просветительский проект "Родительский университет: PRO-родители"

[3] Программа просвещения родителей (законных представителей)

[4] Программа просвещения родителей

[5] Родительский университет (статья из журнала «Семья и школа», 1957)

[6] Программа родительского просвещения

[7] Министерство просвещения поддержало новый проект «Родительский университет»

[8] Родительский онлайн-университет: поддержка для счастливого воспитания детей

[9] Проект «Семейный университет» Национального института защиты детства

[10] Проекты Национального института защиты детства

[11] Опыт проектирования деятельности «Родительского университета»

[12] Первое заседание в 2025 году «Родительские университеты» прошло в Белогорске

[13] Родительский университет - ИНО МГПУ

[14] Программа "Молодая семья" в 2025 году

[15] Программа Молодая семья 2025: условия получения субсидии

[16] Родительский Университет – онлайн-курсы для родителей

[17] Конкурс родительских инициатив-2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование