Детские и молодёжные СМИ: различия между версиями
Elina (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Elina (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Статья создана с использованием языковой модели ИИ | Статья создана с использованием языковой модели ИИ | ||
[[Файл:Детские_и_молодёжные_СМИ.jpg|мини|500x500пкс|Награждение победителей | [[Файл:Детские_и_молодёжные_СМИ.jpg|мини|500x500пкс|Награждение победителей форума «Наука для жизни», направление «Медиастарт».]] | ||
'''Детские и молодёжные СМИ''' — совокупность специализированных печатных изданий, телевизионных и радиопрограмм, веб-порталов, мобильных приложений и социальных сетей, ориентированных на аудиторию от 3 до 30 лет в Российской Федерации. По данным Росстата, на 1 января 2025 г. в России проживали 32,7 млн человек в возрасте до 20 лет, что составляет около 22 % населения страны[http://rosstat.gov.ru/ [1]]. Растущая роль цифровых каналов и медийная грамотность молодёжи определяют необходимость глубокого понимания структуры, механизмов функционирования и государственной поддержки детско-молодёжных СМИ. | '''Детские и молодёжные СМИ''' — совокупность специализированных печатных изданий, телевизионных и радиопрограмм, веб-порталов, мобильных приложений и социальных сетей, ориентированных на аудиторию от 3 до 30 лет в Российской Федерации. По данным Росстата, на 1 января 2025 г. в России проживали 32,7 млн человек в возрасте до 20 лет, что составляет около 22 % населения страны[http://rosstat.gov.ru/ [1]]. Растущая роль цифровых каналов и медийная грамотность молодёжи определяют необходимость глубокого понимания структуры, механизмов функционирования и государственной поддержки детско-молодёжных СМИ. | ||
Строка 79: | Строка 79: | ||
[13] [https://vestnik.journ.msu.ru/books/2021/5/mediapraktiki-sovremennykh-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/ Вестник МГУ] | [13] [https://vestnik.journ.msu.ru/books/2021/5/mediapraktiki-sovremennykh-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/ Вестник МГУ] | ||
``` | ``` | ||
[[Категория:Медиа и контент]] |
Текущая версия от 21:01, 30 сентября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Детские и молодёжные СМИ — совокупность специализированных печатных изданий, телевизионных и радиопрограмм, веб-порталов, мобильных приложений и социальных сетей, ориентированных на аудиторию от 3 до 30 лет в Российской Федерации. По данным Росстата, на 1 января 2025 г. в России проживали 32,7 млн человек в возрасте до 20 лет, что составляет около 22 % населения страны[1]. Растущая роль цифровых каналов и медийная грамотность молодёжи определяют необходимость глубокого понимания структуры, механизмов функционирования и государственной поддержки детско-молодёжных СМИ.
Законодательная база
Федеральные законы
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает принципы экспертизы контента, возрастное маркирование и запрет материалов с призывами к насилию, суициду, экстремизму и пропаганде наркотиков[2].
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обязательную медиаграмотность как часть школьных программ и дополняет требования к школьным СМИ, обеспечивая информационное сопровождение образовательных процессов[3].
- Федеральный закон от 17 декабря 2024 г. № 489-ФЗ внёс изменения в закон «О молодёжной политике», закрепив ответственность Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) за поддержку и развитие студенческих и школьных медиа-инициатив[4].
Подзаконные акты и стандарты
- Приказ Роскомнадзора от 15 апреля 2023 г. № 67 «Об утверждении порядка экспертизы телевизионных и радиопрограмм с маркировкой возрастных рекомендаций» обязал вещателей указывать категории 0+, 6+, 12+, 16+, 18+[5].
- Методические рекомендации Минцифры от 2024 г. по созданию цифрового контента для детей и подростков содержат требования к дизайну интерфейса, защите персональных данных и адаптивности под разные возрастные группы.
Организации поддержки
Государственные
- Росмолодёжь — ключевой координатор грантов «МедиаСтарт», «Поколение медиа», «МедиаШкола». В 2024 г. объём финансирования составил 128 млн руб. на поддержку 276 проектов из 75 регионов[6].
- Минобрнауки России — реализует проект «Поколение медиа» (2024–2026) для студентов ВУЗов в формате интенсивов, совместно с ведущими вузами и медиахолдингами. В первом потоке 2025 г. участвовали 1 200 студентов из 68 университетов[7].
- Комитет молодёжной политики города Москвы — реализует программу «Молодёжь — медиапродюсер», выделив 45 млн руб. в 2025 г. на создание студенческих телепрограмм и онлайн-подкастов[8].
Негосударственные
- Союз молодых журналистов России — ежегодные школы-стажировки в региональных СМИ, включающие модули по журналистике, SMM и видеопродакшну.
- Молодёжный центр медиа и коммуникаций (МАСТ) — регулярные хакатоны и медийные интенсивы (Москва, Казань, Новосибирск), объединяющие школьные и студенческие команды.
Социальная политика и меры поддержки
Государственные гранты и субсидии позволяют создавать и развивать:
- Детские журналы и газеты (например, «Клёп-клуб», «Школьный вестник») — тиражом от 3 000 до 50 000 экз. в регионе.
- Студенческие медиа (онлайн-издания, подкасты, YouTube-каналы) — более 150 активных редакций, имеющих бюджет от 200 тыс. до 2 млн руб. в год.
- Региональные медиаплощадки («Культурный код Югры», «УралМедиаШкола») — проекты цифровой грамотности и волонтёрские медиа-марафоны.
Программы и мероприятия
- Всероссийский конкурс «МедиаСтарт» (Росмолодёжь) — более 3 500 заявок в рубриках «Видео», «Печать», «Онлайн» в 2024 г.; победители получают гранты до 500 тыс. руб.
- Форум «Журналистика нового поколения» (WBC Media, 2024) — 400 участников, обмен опытом с главными редакторами федеральных СМИ[9].
- «Лаборатория цифрового контента» — цикл онлайн-курсов по fact-checking, созданию AR-проектов и форматированию мультимедиа-репортажей (Институт развития интернета, 2025).
Исследования и аналитика
Аудиторные предпочтения
По данным Mediascope, аудитория 4–17 лет тратит в среднем 2 ч. 4 мин. в сутки на ТВ, причём в сельской местности — 2 ч. 28 мин., а в городах свыше 100 тыс. жителей — 1 ч. 46 мин.[10]. Интернет-медиа оценивают вовлечённость подростков более чем в 70 %, преимущественно в формате видеоблогов и коротких видео на платформах VK и YouTube[11].
Коммуникация с государством
Исследование ЛГУ имени Ломоносова показало, что в обсуждениях под официальными страницами в VK молодёжь преимущественно выражает информативно-репродуктивные (45 %) и критические (34 %) намерения, в то время как дескриптивные и манипулятивные реакции составляют менее 6 %[12].
Интересные факты
- Первое детское интернет-издание «Добрая дорога детства» запущено в 2001 г. и собрало свыше 2 млн участников онлайн-мероприятий.
- В 2022 г. более 80 % школьников проходили обучающие программы по медиаграмотности в рамках школьных кружков и олимпиад[13].
См. также
Ссылки
[2] Федеральный закон № 436-ФЗ
[3] Федеральный закон № 273-ФЗ
[4] Федеральный закон № 489-ФЗ
[6] Официальный сайт Росмолодёжи
[7] Минобрнауки РФ
[9] WBC Media
[10] Mediascope
[11] Печатные и сетевые СМИ для детей и подростков
[12] Specifics of Young People Media Communication With the State
[13] Вестник МГУ ```