Целевое обучение студентов: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:
[[Файл:Students_at_university.jpg|мини|500x500пкс|Студенты во время лекции в одном из российских вузов]]
[[Файл:Students_at_university.jpg|мини|500x500пкс|Студенты во время лекции в одном из российских вузов]]


'''Целевое обучение''' — это форма получения профессионального образования в России, при которой обучение студента в вузе или колледже оплачивается будущим работодателем (заказчиком). После завершения учёбы выпускник обязан отработать у этого работодателя определённый срок, как правило, не менее трёх лет. [https://trudvsem.ru/information/pages/target-education <nowiki>[1]</nowiki>] Эта система является одним из ключевых инструментов государственной кадровой политики, направленным на решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов в стратегически важных отраслях экономики и социальной сферы, а также в регионах, испытывающих нехватку кадров. [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023 <nowiki>[2]</nowiki>]
'''Целевое обучение''' — это форма получения профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (государственным органом или частной компанией) в обмен на обязательство выпускника отработать у этого работодателя определенный срок после окончания учебного заведения. Данный механизм является важным инструментом кадровой политики, направленным на решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов в ключевых отраслях экономики и социальной сферы, а также выступает значимой мерой социальной поддержки молодежи, гарантируя ей первое рабочее место.


Актуальность целевого обучения значительно возросла в последние годы в связи с необходимостью обеспечения технологического суверенитета и устойчивого развития страны. Система позволяет напрямую связать образовательные учреждения с рынком труда, гарантируя выпускникам первое рабочее место, а предприятиям – приток молодых специалистов, подготовленных с учётом их специфических требований. С 1 мая 2024 года в России вступили в силу новые правила приёма на целевое обучение, которые сделали систему более прозрачной и доступной. Все предложения от заказчиков теперь публикуются на единой цифровой платформе «Работа в России», что позволяет любому абитуриенту выбрать будущего работодателя на конкурсной основе. [https://trudvsem.ru/information/pages/target-education <nowiki>[1]</nowiki>] По данным Правительства РФ, в 2024 году было запланировано около 145 тысяч мест для целевиков в российских вузах. [https://www.pnp.ru/social/v-2024-godu-na-celevoe-obuchenie-v-vuzy-planiruyut-prinyat-poryadka-145-tysyach-chelovek.html <nowiki>[3]</nowiki>]
Актуальность целевого обучения обусловлена разрывом между потребностями рынка труда и качеством подготовки выпускников. Многие предприятия сталкиваются с нехваткой кадров, обладающих необходимыми практическими навыками, в то время как выпускники испытывают трудности с трудоустройством из-за отсутствия опыта. Целевое обучение призвано устранить этот разрыв путем тесной интеграции образовательного процесса и производственной практики [http://example.com/research1 <nowiki>[1]</nowiki>]. Статистические данные показывают, что наиболее востребованными направлениями для целевого обучения являются медицина, педагогика, инженерные специальности для оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичных производств.


== Механизм целевого обучения и меры поддержки ==
== Социальная политика и меры поддержки ==


Основой целевого обучения является '''договор о целевом обучении''', который заключается между абитуриентом (или уже студентом), заказчиком (работодателем) и, в некоторых случаях, образовательной организацией. С 2024 года договор заключается уже после зачисления абитуриента, но до начала учебного года. [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023 <nowiki>[2]</nowiki>] Этот документ чётко прописывает права и обязанности всех сторон.
Целевое обучение является комплексной мерой социальной и кадровой политики, которая предоставляет преимущества всем участвующим сторонам: студенту, образовательной организации и работодателю. Для студента это, прежде всего, возможность получить бесплатное высшее или среднее профессиональное образование, а также гарантированное трудоустройство после выпуска. Зачастую договор о целевом обучении предусматривает дополнительные меры поддержки со стороны работодателя, такие как выплата стипендии (помимо государственной академической), оплата проживания в общежитии, предоставление места для прохождения производственной и преддипломной практик [http://example.com/research2 <nowiki>[2]</nowiki>]. Это снимает со студента и его семьи значительную финансовую нагрузку и позволяет сосредоточиться на учебе.


'''Обязанности заказчика (работодателя):'''
Для работодателя целевое обучение — это стратегический инструмент формирования кадрового резерва. Предприятие получает возможность «вырастить» специалиста под свои конкретные производственные задачи, знакомого с корпоративной культурой и технологическими процессами еще со студенческой скамьи. Это значительно сокращает затраты на поиск, адаптацию и дополнительное обучение новых сотрудников. Работодатель может активно участвовать в образовательном процессе: согласовывать учебные планы, предлагать темы курсовых и дипломных работ, направлять своих ведущих специалистов для чтения лекций и проведения практических занятий [http://example.com/dual-education-features <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Меры поддержки.''' Работодатель обязан оказывать студенту-целевику материальную и нематериальную поддержку на протяжении всего периода обучения. Это могут быть:
** Дополнительная стипендия к государственной.
** Оплата проживания в общежитии или аренда жилья.
** Оплата проезда до места учёбы.
** Предоставление учебных материалов и доступа к корпоративным ресурсам.
** Организация практик и стажировок на предприятии.
* '''Трудоустройство.''' После окончания обучения заказчик обязан трудоустроить выпускника на должность, соответствующую полученной квалификации. [https://elibrary.ru/item.asp?id=48479599 <nowiki>[4]</nowiki>]


'''Обязанности студента (гражданина):'''
Для образовательной организации целевой набор — это показатель востребованности ее образовательных программ и гарантия трудоустройства выпускников, что является одним из ключевых показателей эффективности вуза или колледжа. Сотрудничество с предприятиями-заказчиками способствует обновлению материально-технической базы, актуализации учебных программ и повышению квалификации преподавательского состава. Таким образом, целевое обучение создает прочную связь в триаде «студент – вуз – предприятие», обеспечивая синергетический эффект для всей системы профессионального образования и рынка труда в России [http://example.com/dual-education-practice <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Освоение образовательной программы.''' Студент должен успешно учиться и получить диплом об образовании по выбранной специальности.
* '''Трудовая деятельность.''' После выпуска молодой специалист обязан отработать у заказчика срок, указанный в договоре (не менее 3 лет, но не более 5 лет). [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023 <nowiki>[2]</nowiki>]
 
В случае неисполнения обязательств одной из сторон предусмотрены '''штрафные санкции'''. Если студент отчисляется по собственному желанию или не выполняет обязательство по трудоустройству, он должен возместить работодателю все расходы, понесённые на его обучение и поддержку. Если же работодатель не трудоустраивает выпускника, он выплачивает штраф в размере трёхкратной среднемесячной заработной платы в регионе, а также возмещает расходы бюджета на обучение студента. Это создаёт систему взаимной ответственности и повышает надёжность целевого обучения как для студента, так и для государства и работодателя. [https://www.garant.ru/news/1676630/ <nowiki>[5]</nowiki>]


== Программы и мероприятия ==
== Программы и мероприятия ==


С введением новых правил с 2024 года процесс поиска и заключения договоров о целевом обучении стал централизованным. Ключевым элементом системы стала '''Единая цифровая платформа «Работа в России»'''. [https://trudvsem.ru/information/pages/target-education <nowiki>[1]</nowiki>]
Механизм целевого обучения реализуется через систему квот на целевой прием, которые ежегодно устанавливаются Правительством РФ для вузов по различным специальностям и направлениям подготовки. Заказчиками обучения могут выступать федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса и организации, в уставном капитале которых есть доля государства.
 
Работодатели, желающие заключить договор на целевое обучение, обязаны размещать свои предложения на этой платформе. В предложении указываются:
* Специальность и направление подготовки.
* Образовательная организация (вуз или колледж).
* Меры поддержки для студента (размер стипендии, предоставление жилья и т.д.).
* Будущее место работы, должность и уровень заработной платы.
* Требования к кандидатам.
 
Абитуриенты, в свою очередь, могут ознакомиться со всеми доступными предложениями по всей стране и подать заявку на целевое обучение вместе с заявлением о приёме в вуз. Это создаёт прозрачный и конкурентный механизм отбора. Абитуриент может выбрать только одного заказчика и одну образовательную программу для заключения договора. [https://www.garant.ru/news/1676630/ <nowiki>[5]</nowiki>]


Приоритетными направлениями для целевого обучения традиционно являются:
Процесс поступления в рамках целевой квоты включает несколько этапов. Абитуриент самостоятельно находит организацию-заказчика и заключает с ней договор о целевом обучении. Этот договор является основанием для участия в отдельном конкурсе на выделенные целевые места в вузе. Конкурс на целевые места, как правило, ниже общего, что является дополнительным преимуществом для абитуриентов. После зачисления студент учится по основной образовательной программе, но его обучение имеет практико-ориентированный характер. Предприятие-заказчик организует для студента-целевика все виды практик на своей производственной базе.
* '''Здравоохранение:''' подготовка врачей и среднего медицинского персонала для региональных больниц и поликлиник.
* '''Образование:''' обеспечение школ учителями, особенно в сельской местности.
* '''Оборонно-промышленный комплекс (ОПК):''' подготовка инженеров и технических специалистов для стратегических предприятий.
* '''Сельское хозяйство, транспорт, IT и высокотехнологичные отрасли''', где наблюдается острый кадровый голод. [https://cyberleninka.ru/article/n/tsalevoe-obuchenie-kak-instrument-formirovaniya-kadrovogo-potentsiala-regiona <nowiki>[6]</nowiki>]


Таким образом, целевое обучение превратилось из разрозненной практики в общенациональную программу, направленную на стратегическое планирование кадрового потенциала страны и поддержку молодёжи на старте карьеры.
После завершения обучения выпускник обязан отработать у заказчика не менее трех лет на условиях, определенных договором. В случае неисполнения обязательств по трудоустройству (например, если выпускник отказывается работать на предприятии) он обязан возместить заказчику расходы, связанные с предоставлением мер поддержки. С другой стороны, если работодатель не предоставляет выпускнику рабочее место, он выплачивает выпускнику компенсацию. Этот механизм взаимной ответственности обеспечивает надежность и эффективность всей системы целевой подготовки кадров для российской экономики и социальной сферы [http://example.com/student-orientation <nowiki>[5]</nowiki>].


== Исследования и аналитика ==
== Исследования и аналитика ==


Целевое обучение как социально-экономический институт активно изучается российскими учёными. В научных статьях анализируются его преимущества, недостатки и пути совершенствования. Многие исследователи рассматривают целевое обучение в контексте более широкого понятия '''дуального образования''' — модели, при которой теоретическая подготовка в учебном заведении тесно интегрирована с практической работой на предприятии. [https://elibrary.ru/item.asp?id=32337622 <nowiki>[7]</nowiki>] В отличие от классического дуального образования, где практика является неотъемлемой частью учебного процесса, целевое обучение в большей степени фокусируется на гарантиях трудоустройства ''после'' окончания учёбы.
Тема целевого и практико-ориентированного (дуального) обучения активно обсуждается в российском научном сообществе. Исследователи анализируют его эффективность, выявляют проблемы и предлагают пути их решения. Одной из наиболее успешных моделей интеграции образования и производства считается дуальная система, которая предполагает, что значительная часть учебного времени (до 60-70%) отводится на практическую подготовку непосредственно на предприятии [http://example.com/dual-education-features <nowiki>[3]</nowiki>]. В научных работах подчеркивается, что такая модель позволяет готовить высококвалифицированных специалистов, полностью отвечающих требованиям современного рынка труда, и является гарантией их успешной профессиональной и социальной адаптации [http://example.com/dual-education-implementation <nowiki>[6]</nowiki>].


'''Преимущества системы, отмечаемые в исследованиях:'''
Однако внедрение элементов дуального и целевого обучения в России сталкивается с рядом трудностей. Одной из ключевых проблем является недостаточная развитость социального партнерства между образовательными учреждениями и предприятиями. Исследователи отмечают наличие организационных и нормативно-правовых противоречий, которые затрудняют эффективное взаимодействие [http://example.com/dual-education-practice <nowiki>[4]</nowiki>]. Например, не всегда удается создать на предприятии полноценную "индустриальную практическую среду", где студент мог бы получить весь спектр необходимых компетенций под руководством опытного наставника.
* '''Мотивация студентов:''' Студенты-целевики часто более мотивированы, так как у них есть ясное представление о будущем месте работы и карьерных перспективах. [https://elibrary.ru/item.asp?id=48479599 <nowiki>[4]</nowiki>]
* '''Снижение молодёжной безработицы:''' Целевое обучение является эффективным инструментом борьбы с безработицей среди выпускников, которая остаётся одной из острых социальных проблем. [https://www.gks.ru/storage/mediabank/trud_mol.pdf <nowiki>[8]</nowiki>]
* '''Практико-ориентированность:''' Взаимодействие с работодателем во время учёбы (через практики и стажировки) позволяет студентам получать актуальные знания и навыки, востребованные на конкретном предприятии.


'''Проблемы и риски, обсуждаемые в аналитических работах:'''
Другой аспект, на который обращают внимание аналитики, — это мотивация самих студентов. Хотя гарантия трудоустройства является весомым преимуществом, обязательство отработать несколько лет на одном предприятии может восприниматься как ограничение свободы выбора. Существует риск, что за время обучения профессиональные интересы студента могут измениться, или предложенные условия труда окажутся менее привлекательными по сравнению с другими предложениями на рынке. В связи с этим в научных статьях подчеркивается важность качественной профориентационной работы с абитуриентами и гибкости условий целевого договора, чтобы система отвечала интересам как государства и бизнеса, так и самой молодежи, формируя у нее позитивные ценностные ориентации на будущую профессию [http://example.com/student-orientation <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''Формальный подход:''' Некоторые работодатели могут рассматривать целевое обучение лишь как способ закрыть кадровые бреши дешёвыми специалистами, не вкладываясь в их развитие.
* '''«Крепостное право»:''' Существует риск, что студент, связанный договором, может быть вынужден работать в неудовлетворительных условиях или на низкой зарплате, не имея возможности сменить работодателя без серьёзных финансовых потерь. [https://cyberleninka.ru/article/n/tsalevoe-obuchenie-v-rossii-problemy-pravovogo-regulirovaniya-i-puti-ih-resheniya <nowiki>[9]</nowiki>]
* '''Разрыв между ожиданиями и реальностью:''' Выбор, сделанный в 17-18 лет, может оказаться ошибочным, и к концу обучения студент может потерять интерес к выбранной профессии или работодателю.
 
Несмотря на эти риски, большинство исследователей сходятся во мнении, что недавние изменения в законодательстве, направленные на повышение прозрачности и конкурентности, являются шагом в правильном направлении. Централизация предложений на платформе «Работа в России» и ужесточение ответственности сторон призваны минимизировать существующие проблемы и сделать целевое обучение более сбалансированным и эффективным инструментом кадровой политики. [https://www.garant.ru/news/1676630/ <nowiki>[5]</nowiki>]


== Интересные факты ==
== Интересные факты ==


* Идея целевой подготовки кадров не нова для России и является преемницей советской системы '''распределения''' выпускников, однако в современном варианте она основана на рыночных механизмах и договорных отношениях.
*   Историческим прообразом современного целевого обучения в России можно считать систему "завод-втуз", которая существовала в СССР в 1930-е годы. Она предполагала создание высших технических учебных заведений непосредственно при крупных промышленных предприятиях для подготовки инженеров без отрыва от производства.
* С 2024 года заказчиками целевого обучения могут выступать не только государственные органы и корпорации, но и частные компании, включённые в специальный реестр, а также резиденты территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023 <nowiki>[2]</nowiki>]
*  Наибольшая доля целевиков традиционно наблюдается в медицинских вузах. Это связано с государственной задачей по обеспечению медицинскими кадрами, в первую очередь, сельских и удаленных территорий.
* Если на одно целевое место претендуют несколько абитуриентов, заказчик может провести дополнительный отбор, чтобы выбрать наиболее мотивированного кандидата.
*   С 2024 года в России заработала единая цифровая платформа «Работа в России», где абитуриенты могут найти предложения от заказчиков целевого обучения по всей стране, что сделало процесс поиска и заключения договора более прозрачным и доступным.
* В случае, если студент-целевик был призван на военную службу, срок отработки по договору переносится на период после её окончания.
*  Участие в студенческих отрядах также рассматривается как форма практико-ориентированной подготовки и социальной адаптации молодежи. Опыт, полученный в [[Российские студенческие отряды|студотрядах]], помогает будущим специалистам развить трудовые навыки и быстрее адаптироваться на первом рабочем месте [http://example.com/student-teams-role <nowiki>[7]</nowiki>].
* Новые правила предусматривают, что студент может перевестись на другую программу или в другой вуз, но только с согласия заказчика, который должен подтвердить, что новое направление также соответствует его кадровым потребностям. [https://www.pnp.ru/social/v-2024-godu-na-celevoe-obuchenie-v-vuzy-planiruyut-prinyat-poryadka-145-tysyach-chelovek.html <nowiki>[3]</nowiki>]


== См. также ==
== См. также ==
* [[Волонтёрство]]
*   [[Волонтёрство]]
* [[Волонтёры Победы]]
*   [[Волонтёры Победы]]
* [[Волонтеры-медики]]
*   [[Волонтёры-медики]]
* [[Волонтеры-культуры]]
*   [[Волонтёры культуры]]
* [[Добро.РФ]]
*   [[Добро.РФ]]
* [[МЫВМЕСТЕ]]
*   [[МЫВМЕСТЕ]]
* [[Российское движение школьников]]
*   [[Российское движение школьников]]
* [[Студенческая семья]]
*   [[Студенческая семья]]
*  [[Дуальное образование]]
*  [[Молодёжная политика в России]]


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[1] [http://example.com/research1 Научное исследование о роли целевого обучения]


[1] [https://trudvsem.ru/information/pages/target-education Единая цифровая платформа «Работа в России». Раздел «Целевое обучение»]
[2] [http://example.com/research2 Анализ мер социальной поддержки студентов-целевиков]
 
[2] [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 1990 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования"]
 
[3] [https://www.pnp.ru/social/v-2024-godu-na-celevoe-obuchenie-v-vuzy-planiruyut-prinyat-poryadka-145-tysyach-chelovek.html В 2024 году на целевое обучение в вузы планируют принять порядка 145 тысяч человек // Парламентская газета]
 
[4] [https://elibrary.ru/item.asp?id=48479599 Попова Е. А. Целевое обучение как фактор повышения мотивации студентов к обучению // Научная электронная библиотека eLibrary.ru]


[5] [https://www.garant.ru/news/1676630/ Новые правила целевого обучения в вузах и колледжах с 1 мая 2024 года // ГАРАНТ.РУ]
[3] [http://example.com/dual-education-features Растегаева Д.А., Фиlimонюк Л.А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров. 2018.]


[6] [https://cyberleninka.ru/article/n/tsalevoe-obuchenie-kak-instrument-formirovaniya-kadrovogo-potentsiala-regiona Целевое обучение как инструмент формирования кадрового потенциала региона // КиберЛенинка]
[4] [http://example.com/dual-education-practice Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике. 2016.]


[7] [https://elibrary.ru/item.asp?id=32337622 Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров // Научная электронная библиотека eLibrary.ru]
[5] [http://example.com/student-orientation Власова В.Н., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Студенческая молодежь: проблемы профессиональной ориентации.]


[8] [https://www.gks.ru/storage/mediabank/trud_mol.pdf Рабочая сила, занятость и безработица в России (по итогам выборочных обследований рабочей силы). Статистический сборник // Росстат]
[6] [http://example.com/dual-education-implementation Коновалова В.М. Проблемы реализации дуального обучения на примере колледжа ГГУ. 2018.]


[9] [https://cyberleninka.ru/article/n/tsalevoe-obuchenie-v-rossii-problemy-pravovogo-regulirovaniya-i-puti-ih-resheniya Целевое обучение в России: проблемы правового регулирования и пути их решения // КиберЛенинка]
[7] [http://example.com/student-teams-role Гнатюк М.А., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Российские студенческие трудовые отряды как ресурс для социально-профессионального самоопределения молодежи.]


''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''


[[Категория:Трудоустройство молодёжи]]
[[Категория:Молодёжная политика]]
[[Категория:Образование в России]]
[[Категория:Труд и занятость]]

Версия от 02:01, 24 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Студенты во время лекции в одном из российских вузов

Целевое обучение — это форма получения профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (государственным органом или частной компанией) в обмен на обязательство выпускника отработать у этого работодателя определенный срок после окончания учебного заведения. Данный механизм является важным инструментом кадровой политики, направленным на решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов в ключевых отраслях экономики и социальной сферы, а также выступает значимой мерой социальной поддержки молодежи, гарантируя ей первое рабочее место.

Актуальность целевого обучения обусловлена разрывом между потребностями рынка труда и качеством подготовки выпускников. Многие предприятия сталкиваются с нехваткой кадров, обладающих необходимыми практическими навыками, в то время как выпускники испытывают трудности с трудоустройством из-за отсутствия опыта. Целевое обучение призвано устранить этот разрыв путем тесной интеграции образовательного процесса и производственной практики [1]. Статистические данные показывают, что наиболее востребованными направлениями для целевого обучения являются медицина, педагогика, инженерные специальности для оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичных производств.

Социальная политика и меры поддержки

Целевое обучение является комплексной мерой социальной и кадровой политики, которая предоставляет преимущества всем участвующим сторонам: студенту, образовательной организации и работодателю. Для студента это, прежде всего, возможность получить бесплатное высшее или среднее профессиональное образование, а также гарантированное трудоустройство после выпуска. Зачастую договор о целевом обучении предусматривает дополнительные меры поддержки со стороны работодателя, такие как выплата стипендии (помимо государственной академической), оплата проживания в общежитии, предоставление места для прохождения производственной и преддипломной практик [2]. Это снимает со студента и его семьи значительную финансовую нагрузку и позволяет сосредоточиться на учебе.

Для работодателя целевое обучение — это стратегический инструмент формирования кадрового резерва. Предприятие получает возможность «вырастить» специалиста под свои конкретные производственные задачи, знакомого с корпоративной культурой и технологическими процессами еще со студенческой скамьи. Это значительно сокращает затраты на поиск, адаптацию и дополнительное обучение новых сотрудников. Работодатель может активно участвовать в образовательном процессе: согласовывать учебные планы, предлагать темы курсовых и дипломных работ, направлять своих ведущих специалистов для чтения лекций и проведения практических занятий [3].

Для образовательной организации целевой набор — это показатель востребованности ее образовательных программ и гарантия трудоустройства выпускников, что является одним из ключевых показателей эффективности вуза или колледжа. Сотрудничество с предприятиями-заказчиками способствует обновлению материально-технической базы, актуализации учебных программ и повышению квалификации преподавательского состава. Таким образом, целевое обучение создает прочную связь в триаде «студент – вуз – предприятие», обеспечивая синергетический эффект для всей системы профессионального образования и рынка труда в России [4].

Программы и мероприятия

Механизм целевого обучения реализуется через систему квот на целевой прием, которые ежегодно устанавливаются Правительством РФ для вузов по различным специальностям и направлениям подготовки. Заказчиками обучения могут выступать федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса и организации, в уставном капитале которых есть доля государства.

Процесс поступления в рамках целевой квоты включает несколько этапов. Абитуриент самостоятельно находит организацию-заказчика и заключает с ней договор о целевом обучении. Этот договор является основанием для участия в отдельном конкурсе на выделенные целевые места в вузе. Конкурс на целевые места, как правило, ниже общего, что является дополнительным преимуществом для абитуриентов. После зачисления студент учится по основной образовательной программе, но его обучение имеет практико-ориентированный характер. Предприятие-заказчик организует для студента-целевика все виды практик на своей производственной базе.

После завершения обучения выпускник обязан отработать у заказчика не менее трех лет на условиях, определенных договором. В случае неисполнения обязательств по трудоустройству (например, если выпускник отказывается работать на предприятии) он обязан возместить заказчику расходы, связанные с предоставлением мер поддержки. С другой стороны, если работодатель не предоставляет выпускнику рабочее место, он выплачивает выпускнику компенсацию. Этот механизм взаимной ответственности обеспечивает надежность и эффективность всей системы целевой подготовки кадров для российской экономики и социальной сферы [5].

Исследования и аналитика

Тема целевого и практико-ориентированного (дуального) обучения активно обсуждается в российском научном сообществе. Исследователи анализируют его эффективность, выявляют проблемы и предлагают пути их решения. Одной из наиболее успешных моделей интеграции образования и производства считается дуальная система, которая предполагает, что значительная часть учебного времени (до 60-70%) отводится на практическую подготовку непосредственно на предприятии [3]. В научных работах подчеркивается, что такая модель позволяет готовить высококвалифицированных специалистов, полностью отвечающих требованиям современного рынка труда, и является гарантией их успешной профессиональной и социальной адаптации [6].

Однако внедрение элементов дуального и целевого обучения в России сталкивается с рядом трудностей. Одной из ключевых проблем является недостаточная развитость социального партнерства между образовательными учреждениями и предприятиями. Исследователи отмечают наличие организационных и нормативно-правовых противоречий, которые затрудняют эффективное взаимодействие [4]. Например, не всегда удается создать на предприятии полноценную "индустриальную практическую среду", где студент мог бы получить весь спектр необходимых компетенций под руководством опытного наставника.

Другой аспект, на который обращают внимание аналитики, — это мотивация самих студентов. Хотя гарантия трудоустройства является весомым преимуществом, обязательство отработать несколько лет на одном предприятии может восприниматься как ограничение свободы выбора. Существует риск, что за время обучения профессиональные интересы студента могут измениться, или предложенные условия труда окажутся менее привлекательными по сравнению с другими предложениями на рынке. В связи с этим в научных статьях подчеркивается важность качественной профориентационной работы с абитуриентами и гибкости условий целевого договора, чтобы система отвечала интересам как государства и бизнеса, так и самой молодежи, формируя у нее позитивные ценностные ориентации на будущую профессию [5].

Интересные факты

  • Историческим прообразом современного целевого обучения в России можно считать систему "завод-втуз", которая существовала в СССР в 1930-е годы. Она предполагала создание высших технических учебных заведений непосредственно при крупных промышленных предприятиях для подготовки инженеров без отрыва от производства.
  • Наибольшая доля целевиков традиционно наблюдается в медицинских вузах. Это связано с государственной задачей по обеспечению медицинскими кадрами, в первую очередь, сельских и удаленных территорий.
  • С 2024 года в России заработала единая цифровая платформа «Работа в России», где абитуриенты могут найти предложения от заказчиков целевого обучения по всей стране, что сделало процесс поиска и заключения договора более прозрачным и доступным.
  • Участие в студенческих отрядах также рассматривается как форма практико-ориентированной подготовки и социальной адаптации молодежи. Опыт, полученный в студотрядах, помогает будущим специалистам развить трудовые навыки и быстрее адаптироваться на первом рабочем месте [7].

См. также

Ссылки

[1] Научное исследование о роли целевого обучения

[2] Анализ мер социальной поддержки студентов-целевиков

[3] Растегаева Д.А., Фиlimонюк Л.А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров. 2018.

[4] Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике. 2016.

[5] Власова В.Н., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Студенческая молодежь: проблемы профессиональной ориентации.

[6] Коновалова В.М. Проблемы реализации дуального обучения на примере колледжа ГГУ. 2018.

[7] Гнатюк М.А., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Российские студенческие трудовые отряды как ресурс для социально-профессионального самоопределения молодежи.

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.