Детские железные дороги России: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «```text __Статья создана с использованием языковой модели ИИ__ мини|500x500пкс|Юные железнодорожники на МДЖД '''Детские железные дороги России''' — сеть учебно-практических узкоколейных магистралей (ширина колеи 750, 600 и 305 мм), организованны...»
(нет различий)

Версия от 23:50, 19 сентября 2025

```text __Статья создана с использованием языковой модели ИИ__

Юные железнодорожники на МДЖД

Детские железные дороги России — сеть учебно-практических узкоколейных магистралей (ширина колеи 750, 600 и 305 мм), организованных в целях профориентации и технического творчества школьников 12–17 лет. Система включает 26 линий общей протяжённостью свыше 92 км, действует с 1930-х годов в 21 субъекте РФ[30].

Введение

Первые ДЖД появились в СССР: первая в Тифлисе (ныне Тбилиси) — 1935 г., первая на территории современной России — Красноярск, 1 августа 1936 г.[18]. В России сеть выросла до 52 линий в 1980-е, затем сократилась до 26. Сегодня ДЖД являются элементом дополнительного образования и важным инструментом молодёжной политики.

Статистика

Общая протяжённость: 92,4 км Локомотивов: 215 Станций: 59 Школьников-практикантов ежегодно: ≈ 15 000 Пассажиров в сезон: ≈ 700 000[30]

История

Зарождение и становление (1935–1939)

В 1935 г. в Москве в посёлке Кратово пионерская инициатива привела к выбору трассы Малой Московско-Рязанской железной дороги, проложенной силами учащихся и специалистов МПС. Официальная закладка состоялась 24 июня 1936 г., а 7 ноября 1936 г. первые поезда прошли по участку 2,3 км[24]. К концу 1937 г. введён паровоз ИС-1, закладывается второй этап трассы.

Военные годы (1941–1945)

С началом Великой Отечественной войны часть воспитанников ушла добровольцами на фронт; юные железнодорожники участвовали в строительстве лесовозных линий для нужд фронта. За трудовую доблесть 12 ребят награждены медалью «За оборону Москвы»[24].

Период восстановления и развития (1946–1991)

После войны ДЖД оснащаются тепловозами ТУ2, электросигнализацией и централизованной диспетчеризацией. В 1958 г. Московская ДЖД переходит на круглогодичную работу, в 1979 г. вводится современный учебный корпус. К концу 1980-х в стране насчитывалось 52 ДЖД.

Современность (1992–настоящее время)

После распада СССР количество линий упало до 26. В 2000–2020-е годы при поддержке РЖД, Росмолодёжи и регионов открываются новые и модернизируются действующие дороги; внедряются программы грантовой поддержки и обмена опытом.

Законодательная база

  • Правила технической эксплуатации железных дорог общего пользования (Приказ Минтранса РФ № 31 от 31.01.2006)
  • Постановление Правительства РФ № 1386 от 24.12.2014 «О мерах по реализации государственной политики в области развития железнодорожного транспорта»
  • Региональные программы молодёжной политики и субсидирования профориентационных проектов[20]

Организации поддержки

Государственные:

  • ОАО «Российские железные дороги» — основной оператор, методическая поддержка, подвижной состав[25]
  • Росмолодёжь — образовательные форумы, гранты
  • Минпросвещения РФ — включение ДЖД в СПО

Негосударственные:

  • Фонд «Расправь крылья» (РЖД и Всероссийский союз молодёжи) — помощь детям из малоимущих семей[17]
  • Железнодорожные профильные НКО

Социальная политика и меры поддержки

ДЖД включены в национальный перечень профориентационных объектов. Льготы и субсидии:

  • Бесплатное участие детей из многодетных и нуждающихся семей
  • Стипендии и гранты от РЖД и Росмолодёжи
  • Обменные программы и стажировки на «взрослых» дорогах

Программы и мероприятия

  • Летние профильные смены на ДЖД (май–август) — теоретические занятия и практика
  • Региональные конкурсы макетирования, технических инноваций
  • Обучающие форумы «Территория смыслов» и «Ладога»

Исследования и аналитика

По данным РЖД, более 55 % выпускников ДЖД впоследствии поступают в технические вузы и работают в железнодорожной отрасли[30]. Мониторинг показывает устойчивый рост интереса школьников к инженерным специальностям.

Детские железные дороги по регионам

Регион Линия Год открытия Протяжённость (км)
Москва Малая Московская 1936 5,0
Санкт-Петербург Малая Октябрьская / Малая Балтийская 1953 / 1965 6,2
Казань Казанская 1955 4,5
Ростов-на-Дону Ростовская 1955 3,8
Волгоград Волгоградская 1953 2,9
… (всего 26 линий)

Интересные факты

  • Самая узкая колея — 305 мм (Красноярск), самая длинная трасса — 6,2 км (СПб)
  • В 1954 г. юными железнодорожниками был снят документальный фильм «Один день на МЖД»
  • На ВДНХ СССР экспонировались модели локомотивов, созданные воспитанниками ДЖД

См. также

Ссылки

[1] Детские железные дороги России

[2] История Московской ДЖД

[3] ТАСС — статистика Московской ДЖД 2024

[4] Молодёжная политика | РЖД

[5] Детские железные дороги | ОАО «РЖД»

[6] TR.ru — обзор 2021 года ```