Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Введение
Институт изучения детства, семьи и воспитания (ФГБНУ «ИИДСВ») — ведущее российское федеральное государственное бюджетное научное учреждение, которое определяет стратегические приоритеты в области развития воспитания и государственной семейной политики в Российской Федерации [1]. Институт осуществляет научно-исследовательскую, методическую и просветительскую деятельность, координирует государственные программы и проекты, направленные на поддержку семьи, защиту детства и воспитание подрастающего поколения [2].
Полное наименование — Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания» [3]. Учредителем является Министерство просвещения Российской Федерации [4].
История института началась в 1960 году с создания Научно-исследовательского института дошкольного воспитания при Академии педагогических наук РСФСР, основателем и первым директором которого стал выдающийся советский психолог Александр Владимирович Запорожец. В последующие годы учреждение неоднократно реорганизовывалось и меняло название. Современное название и структура были сформированы в результате объединения нескольких научных центров: Института психолого-педагогических проблем детства, Института социальной педагогики и Института семьи и воспитания [2].
На сегодняшний день Институт выполняет роль ключевого научного центра, обеспечивающего разработку и сопровождение федеральных программ воспитания для всех уровней образования: от дошкольного до среднего профессионального [5][6]. Институт также проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной российской молодежи, результаты которого используются для актуализации государственной молодежной политики [7].
Исполняющий обязанности директора — Шестакова Оксана Александровна [3].
Законодательная база деятельности
Деятельность Института изучения детства, семьи и воспитания регулируется и основывается на ключевых нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере образования и молодёжной политики. Эти документы определяют стратегические цели и задачи, в реализации которых Институт принимает непосредственное участие.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основополагающим документом, который устанавливает воспитание как неотъемлемую часть образования. Институт разрабатывает и внедряет примерные рабочие программы воспитания, которые интегрируются в образовательные программы организаций в соответствии с требованиями данного закона.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) — определяет ключевые направления развития воспитания, среди которых поддержка семейного воспитания, гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Институт является одним из главных научных центров, обеспечивающих реализацию данной Стратегии через разработку методик и программ [8].
- Национальный проект «Образование» — Институт активно участвует в реализации федеральных проектов, входящих в его состав, в частности, проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В рамках этого проекта Институт совместно с Министерством просвещения РФ проводит всероссийские «Открытые уроки», направленные на формирование у школьников гражданской идентичности и патриотизма [2].
- Указы Президента Российской Федерации, в том числе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», которые ставят задачи по созданию условий для всестороннего развития и воспитания личности на основе традиционных ценностей. Институт в своей деятельности ориентируется на достижение этих национальных целей.
Основные направления деятельности
Институт ведёт комплексную работу по нескольким ключевым направлениям, охватывающим научную, методическую и просветительскую сферы.
Разработка и сопровождение программ воспитания
Одно из центральных направлений работы Института — это разработка, апробация и научное сопровождение примерных рабочих программ воспитания для образовательных организаций России. Эти программы носят модульный характер и адаптируются для разных уровней образования [9]:
- Программы для дошкольных образовательных организаций.
- Программы для общеобразовательных организаций (школ).
- Программы для организаций среднего профессионального образования (колледжей и техникумов).
- Программы для организаций дополнительного образования.
Программы включают инвариантные (обязательные) и вариативные модули, что позволяет образовательным организациям учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Цель программ — создание единого воспитательного пространства, ориентированного на формирование у детей и молодёжи базовых российских ценностей [5]. Институт также разрабатывает методические рекомендации и примерные календарные планы воспитательной работы [9].
Научно-исследовательская деятельность
Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру проблем, связанных с детством, семьёй и воспитанием [10][11]. Основные исследовательские задачи:
- Мониторинг ценностных ориентаций детей и молодёжи: Институт ежегодно проводит всероссийские исследования, направленные на выявление ценностей, интересов и проблем современных школьников и студентов [7][12].
- Изучение современной семьи: Анализируются родительские практики, внутрисемейные отношения, проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи, и запросы родителей на психолого-педагогическую поддержку [13].
- Профилактика негативных явлений в молодёжной среде: Проводятся исследования и разрабатываются методики по профилактике правонарушений, агрессивного поведения и других социальных рисков [14].
Результаты исследований публикуются в научных статьях, монографиях и используются для разработки государственных стратегий и программ.
Просветительская и методическая работа
Институт реализует ряд крупных всероссийских проектов, направленных на просвещение различных целевых аудиторий.
- Всероссийские «Открытые уроки» — интерактивные онлайн-мероприятия для школьников, посвящённые патриотизму, истории, культуре, науке и выбору профессии. Проект реализуется совместно с Министерством просвещения РФ [15][16].
- Всероссийские «Открытые родительские собрания» — онлайн-встречи для родителей, на которых эксперты обсуждают актуальные вопросы воспитания детей в цифровую эпоху, детскую психологию, безопасность и другие темы [17].
- Проект «Азбука счастливой семьи» — курс для родителей, включающий видеолекции и методические материалы для проведения родительских собраний. Материалы находятся в открытом доступе на сайте Института [18].
- Журнал «Семья и школа» — научно-популярное издание для родителей и педагогов, возрождённое Институтом. Журнал освещает вопросы воспитания, психологии, семейных отношений и образования [19][20].
- Всероссийский конкурс «Воспитать человека» — ежегодный конкурс педагогических работников, направленный на выявление и популяризацию лучших практик воспитания [2].
Инновационная деятельность
Институт курирует федеральную сеть инновационных площадок, созданных на базе образовательных организаций по всей России (детских садов, школ, колледжей). Эти площадки занимаются апробацией и внедрением передовых воспитательных методик и программ, разработанных Институтом. Это позволяет адаптировать научные разработки к реальным условиям и распространять успешный опыт на федеральном уровне [21][22].
См. также
- Семьеведение
- Повышение квалификации работников молодёжной сферы
- Методическое обеспечение подготовки кадров для молодёжной сферы
- Центры научно-методического сопровождения молодёжной политики
- Научно-исследовательские центры изучения проблем молодёжи
Ссылки
[1] Институту изучения детства, семьи и воспитания исполнилось 60 лет
[2] Об институте. Официальный сайт Института воспитания
[3] Сведения об организации ФГБНУ «ИИДСВ»
[4] Профиль ФГБНУ «Институт Изучения Детства, Семьи и Воспитания»
[5] Актуализация рабочих программ воспитания
[6] Программы воспитания для образовательных организаций
[7] Роль вуза и институтов местного самоуправления в формировании гражданской культуры студентов
[8] Стратегия развития воспитания в РФ
[9] Рабочая программа воспитания
[10] В Москве обсудили работу с неблагополучными семьями
[11] Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации
[12] Ценностные ориентиры школьники Института воспитания РАО
[13] Проекты Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ
[14] Новая сессия семинаров-совещаний в Институте воспитания РАО посвящена профилактике правонарушений
[15] «Открытые уроки» проведут для школьников
[16] Проекты Института воспитания
[17] На открытом родительском собрании рассказали, как воспитывать детей в эпоху цифровизации
[18] Мероприятия проекта «Азбука счастливой семьи»
[20] Осенний номер журнала «Семья и школа»
[21] Сеть тьюторского сопровождения
[22] Инновационная площадка ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»