Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО

Материал из Росмолодежь.Метода
Версия от 11:52, 14 октября 2025; AShevchenko (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Здание Института изучения детства, семьи и воспитания == Введение == '''Институт изучения детства, семьи и воспитания''' ('''ФГБНУ «ИИДСВ»''') — ведущее российское фед...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Файл:Instityte vospitaniya RAO.jpg
Здание Института изучения детства, семьи и воспитания

Введение

Институт изучения детства, семьи и воспитания (ФГБНУ «ИИДСВ») — ведущее российское федеральное государственное бюджетное научное учреждение, которое определяет стратегические приоритеты в области развития воспитания и государственной семейной политики в Российской Федерации [1]. Институт осуществляет научно-исследовательскую, методическую и просветительскую деятельность, координирует государственные программы и проекты, направленные на поддержку семьи, защиту детства и воспитание подрастающего поколения [2].

Полное наименование — Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания» [3]. Учредителем является Министерство просвещения Российской Федерации [4].

История института началась в 1960 году с создания Научно-исследовательского института дошкольного воспитания при Академии педагогических наук РСФСР, основателем и первым директором которого стал выдающийся советский психолог Александр Владимирович Запорожец. В последующие годы учреждение неоднократно реорганизовывалось и меняло название. Современное название и структура были сформированы в результате объединения нескольких научных центров: Института психолого-педагогических проблем детства, Института социальной педагогики и Института семьи и воспитания [2].

На сегодняшний день Институт выполняет роль ключевого научного центра, обеспечивающего разработку и сопровождение федеральных программ воспитания для всех уровней образования: от дошкольного до среднего профессионального [5][6]. Институт также проводит ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной российской молодежи, результаты которого используются для актуализации государственной молодежной политики [7].

Исполняющий обязанности директора — Шестакова Оксана Александровна [3].

Законодательная база деятельности

Деятельность Института изучения детства, семьи и воспитания регулируется и основывается на ключевых нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере образования и молодёжной политики. Эти документы определяют стратегические цели и задачи, в реализации которых Институт принимает непосредственное участие.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основополагающим документом, который устанавливает воспитание как неотъемлемую часть образования. Институт разрабатывает и внедряет примерные рабочие программы воспитания, которые интегрируются в образовательные программы организаций в соответствии с требованиями данного закона.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) — определяет ключевые направления развития воспитания, среди которых поддержка семейного воспитания, гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Институт является одним из главных научных центров, обеспечивающих реализацию данной Стратегии через разработку методик и программ [8].
  • Национальный проект «Образование» — Институт активно участвует в реализации федеральных проектов, входящих в его состав, в частности, проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В рамках этого проекта Институт совместно с Министерством просвещения РФ проводит всероссийские «Открытые уроки», направленные на формирование у школьников гражданской идентичности и патриотизма [2].
  • Указы Президента Российской Федерации, в том числе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», которые ставят задачи по созданию условий для всестороннего развития и воспитания личности на основе традиционных ценностей. Институт в своей деятельности ориентируется на достижение этих национальных целей.

Основные направления деятельности

Институт ведёт комплексную работу по нескольким ключевым направлениям, охватывающим научную, методическую и просветительскую сферы.

Разработка и сопровождение программ воспитания

Одно из центральных направлений работы Института — это разработка, апробация и научное сопровождение примерных рабочих программ воспитания для образовательных организаций России. Эти программы носят модульный характер и адаптируются для разных уровней образования [9]:

  • Программы для дошкольных образовательных организаций.
  • Программы для общеобразовательных организаций (школ).
  • Программы для организаций среднего профессионального образования (колледжей и техникумов).
  • Программы для организаций дополнительного образования.

Программы включают инвариантные (обязательные) и вариативные модули, что позволяет образовательным организациям учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Цель программ — создание единого воспитательного пространства, ориентированного на формирование у детей и молодёжи базовых российских ценностей [5]. Институт также разрабатывает методические рекомендации и примерные календарные планы воспитательной работы [9].

Научно-исследовательская деятельность

Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру проблем, связанных с детством, семьёй и воспитанием [10][11]. Основные исследовательские задачи:

  • Мониторинг ценностных ориентаций детей и молодёжи: Институт ежегодно проводит всероссийские исследования, направленные на выявление ценностей, интересов и проблем современных школьников и студентов [7][12].
  • Изучение современной семьи: Анализируются родительские практики, внутрисемейные отношения, проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи, и запросы родителей на психолого-педагогическую поддержку [13].
  • Профилактика негативных явлений в молодёжной среде: Проводятся исследования и разрабатываются методики по профилактике правонарушений, агрессивного поведения и других социальных рисков [14].

Результаты исследований публикуются в научных статьях, монографиях и используются для разработки государственных стратегий и программ.

Просветительская и методическая работа

Институт реализует ряд крупных всероссийских проектов, направленных на просвещение различных целевых аудиторий.

  • Всероссийские «Открытые уроки» — интерактивные онлайн-мероприятия для школьников, посвящённые патриотизму, истории, культуре, науке и выбору профессии. Проект реализуется совместно с Министерством просвещения РФ [15][16].
  • Всероссийские «Открытые родительские собрания» — онлайн-встречи для родителей, на которых эксперты обсуждают актуальные вопросы воспитания детей в цифровую эпоху, детскую психологию, безопасность и другие темы [17].
  • Проект «Азбука счастливой семьи» — курс для родителей, включающий видеолекции и методические материалы для проведения родительских собраний. Материалы находятся в открытом доступе на сайте Института [18].
  • Журнал «Семья и школа» — научно-популярное издание для родителей и педагогов, возрождённое Институтом. Журнал освещает вопросы воспитания, психологии, семейных отношений и образования [19][20].
  • Всероссийский конкурс «Воспитать человека» — ежегодный конкурс педагогических работников, направленный на выявление и популяризацию лучших практик воспитания [2].

Инновационная деятельность

Институт курирует федеральную сеть инновационных площадок, созданных на базе образовательных организаций по всей России (детских садов, школ, колледжей). Эти площадки занимаются апробацией и внедрением передовых воспитательных методик и программ, разработанных Институтом. Это позволяет адаптировать научные разработки к реальным условиям и распространять успешный опыт на федеральном уровне [21][22].


См. также

Ссылки

[1] Институту изучения детства, семьи и воспитания исполнилось 60 лет

[2] Об институте. Официальный сайт Института воспитания

[3] Сведения об организации ФГБНУ «ИИДСВ»

[4] Профиль ФГБНУ «Институт Изучения Детства, Семьи и Воспитания»

[5] Актуализация рабочих программ воспитания

[6] Программы воспитания для образовательных организаций

[7] Роль вуза и институтов местного самоуправления в формировании гражданской культуры студентов

[8] Стратегия развития воспитания в РФ

[9] Рабочая программа воспитания

[10] В Москве обсудили работу с неблагополучными семьями

[11] Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации

[12] Ценностные ориентиры школьники Института воспитания РАО

[13] Проекты Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

[14] Новая сессия семинаров-совещаний в Институте воспитания РАО посвящена профилактике правонарушений

[15] «Открытые уроки» проведут для школьников

[16] Проекты Института воспитания

[17] На открытом родительском собрании рассказали, как воспитывать детей в эпоху цифровизации

[18] Мероприятия проекта «Азбука счастливой семьи»

[19] Журнал «Семья и школа»

[20] Осенний номер журнала «Семья и школа»

[21] Сеть тьюторского сопровождения

[22] Инновационная площадка ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»