Программы подготовки наставников

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Участники программы подготовки наставников в рамках корпоративного обучения

Введение

Программы подготовки наставников — это комплекс образовательных и методических мероприятий, направленных на формирование и развитие у специалистов необходимых компетенций для осуществления наставнической деятельности. В России такие программы являются ключевым элементом государственной молодёжной политики и кадровой стратегии, нацеленным на передачу опыта, знаний и традиционных российских духовно-нравственных ценностей от более опытных членов общества к молодёжи [1].

Актуальность развития программ подготовки наставников обусловлена стратегическими задачами страны, включая достижение технологического суверенитета, укрепление кадрового потенциала и успешную адаптацию молодых специалистов на рынке труда [2]. Системный подход к подготовке наставников закреплён на государственном уровне в Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой Правительством в 2025 году [3]. Программы охватывают различные сферы: производство, образование, социальную сферу, бизнес и государственную службу. Они предполагают обучение наставников технологиям эффективной коммуникации, методам передачи знаний, основам психологии и педагогики, а также способам мотивации наставляемых [4].

Развитие института наставничества способствует не только профессиональному становлению молодёжи, но и её личностному росту, воспитанию гражданственности и патриотизма, что является одним из приоритетных направлений молодёжной политики России [5].

Законодательная база

Формирование и реализация программ подготовки наставников в Российской Федерации регулируется рядом стратегических документов и нормативно-правовых актов федерального уровня.

1. Федеральное законодательство и стратегические документы

  • Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета 27 декабря 2023 года:

Президент России поручил Правительству РФ разработать и утвердить Концепцию развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года. Это поручение стало отправной точкой для систематизации государственной политики в сфере наставничества и повышения его престижа [6].

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. № 1264-р:

Этим распоряжением была утверждена Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года и план мероприятий по её реализации. Документ определяет цели, задачи и единую терминологию.

    • Наставничество определяется как «социально-педагогическая технология сопровождения личностного и профессионального развития человека, формирования у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
    • Наставник — «носитель значимого опыта, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, осуществляющий наставничество».

Концепция предусматривает формирование единых подходов к наставничеству, обобщение лучших практик и совершенствование механизмов его поддержки [1][7].

  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:

Закон является основополагающим для всей системы работы с молодёжью. В статье 6, пункте 13, в качестве одного из основных направлений реализации молодёжной политики прямо указано «развитие института наставничества». Это закрепляет наставничество как неотъемлемую часть государственной молодёжной политики [5].

2. Региональное законодательство

Субъекты Российской Федерации, руководствуясь федеральным законодательством, разрабатывают и утверждают собственные региональные программы и нормативные акты для развития наставничества. Эти документы учитывают местные социально-экономические и культурные особенности и направлены на реализацию положений федеральной Концепции на местах [1]. Примером является опыт Красноярского края, который активно развивает систему наставничества в образовании и на производстве [8].

Организации поддержки

Развитие программ подготовки наставников поддерживается на государственном, корпоративном и общественном уровнях.

Государственные организации

  • Правительство Российской Федерации — осуществляет общее руководство и утверждает стратегические документы, такие как Концепция развития наставничества до 2030 года [3].
  • Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) — координирует развитие наставничества в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Ведомство является организатором ключевых мероприятий, включая Всероссийский конкурс «Наставничество» [9].
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) — курирует программы научного наставничества в вузах и научных организациях, поддерживает проекты по вовлечению молодёжи в исследовательскую деятельность через советы молодых учёных [10].
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — интегрирует практики наставничества в федеральные молодёжные проекты и форумы, содействует развитию наставничества по принципу «равный — равному».

Корпорации и негосударственные организации

  • Госкорпорация «Ростех» — реализует масштабную корпоративную программу «Школа наставника» на базе своей Академии. Цель программы — внедрение единых подходов к наставничеству на промышленных предприятиях. В 2025 году планируется подготовить 300 наставников для студентов целевых программ и молодых специалистов [11]. К концу 2025 года общее число подготовленных наставников должно достигнуть 1000 человек [12].
  • Агентство стратегических инициатив (АСИ) — поддерживает проекты, направленные на развитие наставничества, и участвует в популяризации лучших практик. АСИ также содействует развитию цифровых платформ, таких как «Наставник.рф» [13].
  • Высшие учебные заведения — многие вузы, например Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), внедряют в образовательный процесс дисциплину «Семинар наставника». Она помогает студентам выстраивать индивидуальные образовательные траектории под руководством преподавателей-наставников [14].
  • Образовательные организации — школы, колледжи и техникумы разрабатывают и внедряют локальные программы наставничества. Эти программы направлены на адаптацию молодых педагогов, поддержку неуспевающих или одарённых учеников, а также на профессиональную ориентацию [15].

Социальная политика и меры поддержки

Государственная политика в области развития наставничества, закреплённая в Концепции до 2030 года, предусматривает комплекс мер поддержки, направленных на повышение престижа и эффективности наставнической деятельности.

  • Разработка методических рекомендаций. План реализации Концепции включает создание единых методических материалов по организации наставничества в различных сферах: на производстве, в образовательных и социальных организациях [13].
  • Создание образовательных курсов. Запланирована разработка и внедрение онлайн-курсов и образовательных модулей для подготовки наставников. Это позволит обеспечить массовое обучение и стандартизировать качество подготовки [3].
  • Развитие цифровой платформы «Наставник.рф». Платформа призвана стать единым пространством для взаимодействия наставников, наставляемых и организаций, объединяя лучших практиков из разных регионов и сфер деятельности [16].
  • Формирование реестров наставников. Концепция предполагает создание реестра наставников, привлекаемых для профилактической работы с несовершеннолетними, что усилит роль наставничества в социальной сфере [16].
  • Материальное стимулирование. Президент России поручил Правительству представить предложения о внесении изменений в трудовое законодательство, предусматривающих возможность материального поощрения работников за осуществление наставнической деятельности [6].
  • Привлечение ветеранов и участников боевых действий. Особое внимание уделяется привлечению к наставнической работе ветеранов труда и участников боевых действий, в том числе участников СВО, для передачи молодёжи своего опыта и ценностей [3].

Программы и мероприятия

В России реализуется множество программ и мероприятий, нацеленных на подготовку наставников и популяризацию этого движения.

Корпоративные программы

  • «Школа наставника» Ростеха: Является одной из крупнейших корпоративных программ. Она направлена на подготовку наставников для адаптации студентов целевых программ и новых сотрудников на промышленных предприятиях. Обучение включает развитие навыков передачи опыта, помощи в адаптации и формировании корпоративных ценностей [11].

Образовательные программы

  • Программы дополнительного профессионального образования (ДПО): Разрабатываются для подготовки наставников на производстве. Например, программа повышения квалификации «Наставничество на предприятии» для сотрудников промышленных предприятий, которая включает развитие общекультурных, специальных и профессиональных компетенций [17].
  • Программы в системе образования: Образовательные учреждения создают собственные программы, включающие отбор и обучение наставников, формирование пар «наставник-наставляемый» и разработку индивидуальных маршрутов развития. Такие программы реализуются на всех уровнях — от школ до вузов [4].

Конкурсы и мероприятия

  • Всероссийский конкурс «Наставничество»: Ключевое мероприятие, проводимое Минпросвещения России с целью выявления и распространения лучших практик наставничества. Конкурс проводится по нескольким номинациям [9]:
    • «Наставничество на производстве»;
    • «Наставничество в сфере образования, воспитания и молодёжной политики»;
    • «Наставничество в социальной сфере и общественной деятельности».
  • Программа научного наставничества: Запущена в 2023 году в рамках Года педагога и наставника. Пилотная программа объединила советы молодых учёных и студенческие научные объединения в ряде вузов для создания единого трека профессионального роста молодого исследователя [10].

Исследования и аналитика

Тема подготовки наставников является предметом научных исследований в области педагогики, психологии, социологии и управления персоналом.

  • Научное наставничество и национальная безопасность. Ряд исследований посвящён роли научного наставничества в подготовке учёных нового поколения, способных обеспечить научно-технологический суверенитет России. Подчеркивается, что подготовка таких наставников требует специальных программ, основанных на творческом и индивидуальном подходе [2].
  • Наставничество в системе среднего профессионального образования (СПО). Анализируются модели взаимодействия «промышленное предприятие – техникум», где наставничество рассматривается как ключевой фактор повышения качества подготовки рабочих кадров. Разрабатываются компетентностные модели наставника и программы их подготовки [17].
  • Формирование базы лучших практик. Одной из задач, поставленных Президентом РФ, является формирование базы лучших практик наставничества для их дальнейшего тиражирования в системе образования и молодёжной политики, что стимулирует аналитическую работу в этой сфере [6].

См. также

Ссылки

[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.05.2025 № 1264-р

[2] Управление научным наставничеством в интересах обеспечения национальной безопасности

[3] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года

[4] Пример программы наставничества в образовательной организации

[5] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»

[6] Перечень поручений по итогам заседания Государственного Совета по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника

[7] Утверждена Концепция развития наставничества в РФ на период до 2030 года

[8] Опыт развития наставничества в Красноярском крае

[9] Старт всероссийского конкурса «Наставничество»

[10] Программа научного наставничества в Год педагога и наставника

[11] Ростех подготовит наставников для студентов целевых программ

[12] Ростех подготовит тысячу наставников для промышленных предприятий к 2026 году

[13] Кабмин утвердил Концепцию развития наставничества до 2030 года

[14] Семинар наставника в НИУ ВШЭ

[15] Пример программы наставничества в колледже

[16] Обзор Концепции развития наставничества в России на период до 2030 г.

[17] Проектирование программы подготовки наставников в контексте реализации взаимодействия «промышленное предприятие – техникум»