Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Введение
Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях — это форма индивидуальной волонтёрской поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны взрослых добровольцев (наставников). Основная цель такого наставничества — социализация и адаптация ребёнка к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения через выстраивание долгосрочных, доверительных и дружеских отношений со значимым взрослым [4].
В России, по данным различных фондов, до 80% воспитанников в детских домах — это подростки, у которых мало шансов на усыновление, но которые остро нуждаются в поддержке [5]. Проживание в закрытом учреждении ограничивает опыт ребёнка, он не видит моделей поведения в семье, не приобретает базовых бытовых и социальных навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Наставник становится для ребёнка проводником в большой мир, другом и ролевой моделью взрослого человека [11]. Он помогает подопечному в решении практических задач: от совместных походов в магазин и приготовления еды до помощи в учёбе и выбора будущей профессии.
Значимость наставничества подтверждается исследованиями, которые показывают, что наличие постоянного значимого взрослого в жизни ребёнка из детского дома способствует повышению его самооценки, развитию уверенности в себе, улучшению мотивации к обучению и успешной социальной адаптации в будущем [8]. Наставник не является спонсором, опекуном или усыновителем; его главная роль — быть другом и поддержкой [11]. Эта деятельность в России реализуется преимущественно силами некоммерческих организаций (НКО) в партнёрстве с государственными учреждениями.
Законодательная база
Правовой основой для развития наставничества в России, в том числе для детей-сирот, служит Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [1]..
- Статья 6, п. 1, пп. 13 данного закона прямо указывает «развитие института наставничества» как одно из основных направлений реализации молодёжной политики.
- Статья 6, п. 1, пп. 3 закрепляет в качестве направления молодёжной политики «поддержку молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ... а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, федеральное законодательство создаёт правовые рамки для поддержки и развития программ наставничества, направленных на социализацию и помощь одной из самых уязвимых категорий молодёжи.
Организации поддержки
Ключевую роль в организации наставничества для детей в детских домах играют некоммерческие организации (НКО), которые разрабатывают методологии, занимаются подбором, обучением и сопровождением волонтёров.
Негосударственные организации
- Межрегиональная общественная организация «Старшие Братья Старшие Сестры» — одна из старейших организаций в России, реализующая программу индивидуального наставничества «Наставники детям» с 2003 года. Программа действует в Москве, Санкт-Петербурге и ещё в 8 регионах России [2]. Организация делает акцент на долгосрочных (от года) отношениях в паре «наставник-ребёнок» и обеспечивает профессиональное психолого-педагогическое сопровождение каждой пары [12].
- Благотворительный фонд «Волонтёры в помощь детям-сиротам» — реализует программу «Наставничество» с 2016 года, направленную на подготовку к выпуску и социальную адаптацию подростков. В рамках программы организуются образовательные курсы по различным профессиям, например, совместно с учебным центром «Техноград» в Москве, а также действует программа дистанционного репетиторства для помощи в учёбе [3].
- Благотворительный фонд «Солнечный город» — осуществляет всероссийский проект «Наставничество», цель которого — помочь подросткам из детских домов подготовиться к самостоятельной жизни через общение со взрослым другом [4].
- Благотворительный фонд «Дети наши» — с 2015 года реализует проект наставничества «Будем вместе» в Смоленской и Ярославской областях. Фонд привлекает и обучает волонтёров, которые становятся для подростков опорой и друзьями [5].
- Благотворительный фонд «Арифметика добра» — развивает программу наставничества в регионах России, подготавливая волонтёров и сопровождая наставнические пары. На сентябрь 2025 года в программе было более 1000 сертифицированных наставников и более 650 пар [6].
Государственно-общественное партнёрство
Программы наставничества функционируют на основе тесного взаимодействия НКО с государственными учреждениями:
- Детскими домами и школами-интернатами;
- Центрами содействия семейному воспитанию (ЦССВ);
- Социально-реабилитационными центрами.
Государственные учреждения предоставляют доступ к детям, участвуют в подборе подопечных и обеспечивают организационную поддержку на местах. НКО, в свою очередь, берут на себя весь цикл работы с волонтёрами: от привлечения до их обучения и постоянной психологической поддержки.
Модель наставничества и процесс организации
Программы наставничества для детей-сирот строятся на профессиональном подходе, который включает несколько ключевых этапов.
1. Отбор и подготовка наставников
Стать наставником может не любой желающий. Кандидаты проходят строгий многоступенчатый отбор:
- Подача анкеты и собеседование. Кандидат заполняет подробную анкету, после чего проходит интервью с психологом или куратором программы. На этом этапе оценивается мотивация, психологическая готовность и ресурсы будущего волонтёра [11].
- Сбор документов. Обязательным является предоставление справки об отсутствии судимости и справок от психиатра и нарколога.
- Обучение. Все кандидаты проходят обязательный тренинг (школу наставников), где изучают психологические особенности детей-сирот, основы работы с травмой, учатся выстраивать границы в общении и ставить цели в наставничестве [7].
2. Формирование пары «наставник — ребёнок»
После успешного прохождения подготовки кураторы программы подбирают наставнику подопечного, учитывая их психологическую совместимость, интересы и потребности ребёнка. Участие ребёнка в программе всегда добровольное [3].
3. Сопровождение наставнической пары
Отношения в паре не пускаются на самотёк. Каждую пару сопровождает профессиональный куратор (часто психолог), который:
- Оказывает наставнику регулярную психологическую поддержку, помогая справляться с трудностями и предотвращая эмоциональное выгорание.
- Помогает ставить адекватные цели и задачи для развития ребёнка.
- Выступает посредником в решении сложных ситуаций, взаимодействуя как с наставником, так и с сотрудниками детского дома [7].
Ключевые принципы взаимодействия — долгосрочность (контракт с волонтёром заключается минимум на год) и регулярность (встречи проходят не реже одного раза в неделю). Только такой подход позволяет сформировать у ребёнка чувство стабильности и доверия [12].
Программы и мероприятия
Деятельность наставников с подопечными разнообразна и направлена на всестороннее развитие ребёнка.
- Индивидуальное общение: еженедельные встречи, во время которых наставник и ребёнок могут гулять, ходить в кино или музеи, заниматься спортом, готовить еду. Главное — совместная деятельность и общение.
- Помощь в образовании: наставники помогают с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам. Некоторые фонды организуют системную помощь, например, через программу «Дистанционное образование», где профессиональные педагоги занимаются с детьми онлайн, а наставник мотивирует и поддерживает ребёнка в процессе учёбы [3].
- Профориентация: наставник знакомит подростка со своей профессией, помогает с выбором учебного заведения, организует экскурсии на предприятия. Существуют и краткосрочные профориентационные программы, где наставник-профессионал из определённой сферы целенаправленно работает с подростком в течение нескольких месяцев [7].
- Развитие бытовых навыков: наставник на личном примере учит подростка планировать бюджет, делать покупки, пользоваться общественным транспортом, готовить — всему тому, что необходимо для самостоятельной жизни.
Исследования и аналитика
Эффективность наставничества как технологии социальной адаптации детей-сирот подтверждается российскими и зарубежными исследованиями. Социологи и психологи отмечают, что ключевая проблема воспитанников детских домов — отсутствие опыта близких, доверительных отношений со «своим» взрослым. Штатные сотрудники учреждений, при всём их профессионализме, не могут восполнить эту потребность из-за большого количества детей в группе и высокой загруженности [7].
Исследования, проводимые, в частности, в Высшей школе экономики, показывают, что индивидуальное долгосрочное наставничество при поддержке профессиональных психологов положительно влияет на:
- Повышение самооценки и уверенности в себе у ребёнка.
- Появление мотивации к обучению и планированию будущего.
- Усвоение социальных норм и навыков, необходимых для адаптации в обществе [8].
Социальные функции наставника для выпускников детских домов включают социализирующую, социально-коммуникативную и социокультурную роли, что позволяет рассматривать наставничество как важный институт поддержки [10].
См. также
- Всероссийская программа наставничества
- Российская ассоциация наставников
- Система наставничества в образовательных организациях
- Всероссийский конкурс «Наставник года»
- Тьюторское сопровождение в образовании
- Профессиональные стандарты наставнической деятельности
- Программы подготовки наставников
- Методические центры развития наставничества
- Цифровые платформы наставничества
Ссылки
[1] Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" от 30.12.2020 N 489-ФЗ
[2] Официальный сайт МОО «Старшие Братья Старшие Сестры»
[3] Методическое пособие «Волонтёрская помощь детям, оставшимся без попечения родителей»
[4] Официальный сайт проекта «Наставничество» фонда «Солнечный город»
[5] Проект наставничества «Будем вместе» фонда «Дети наши»
[6] Программа наставничества фонда «Арифметика добра»
[7] Методическое пособие «Наставники: не рядом, а вместе!»
[8] Статья «Наставничество как форма поддержки детей в замещающих семьях...»
[9] Программа индивидуального наставничества на портале «Добро.ру»
[10] Статья «Социальные функции наставников для выпускников институциональных учреждений...»
[11] Раздел «Как стать волонтёром» на сайте «Наставники детям»
[12] Статья «„Наставники детям“: как проект поддержки сирот стал финалистом...»