Центры временного размещения несовершеннолетних

Материал из Гид по молодежной политике
Перейти к навигации Перейти к поиску


Социально-психологическая работа в ЦВРН

Центры временного размещения несовершеннолетних (ЦВРН) — это специализированные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в системе МВД России. Их основной задачей является временная изоляция и индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, совершившими правонарушения или общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. [1], [2].

Актуальность деятельности ЦВРН обусловлена криминогенной обстановкой в подростковой среде. По данным исследований, в России несовершеннолетние ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысячах преступлений, при этом возраст лиц, впервые совершающих правонарушения, снизился до 9–10 лет. [3]. В этом контексте ЦВРН выступают как один из ключевых инструментов в системе профилактики безнадзорности и правонарушений, направленный на пресечение рецидива и коррекцию девиантного поведения. [4], [2].

Важно отличать ЦВРН от социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (СРЦН). Если ЦВРН являются частью правоохранительной системы и работают с подростками, уже совершившими противоправные деяния, то СРЦН подведомственны органам социальной защиты и ориентированы на помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, безнадзорным и детям из неблагополучных семей. [3].

Социальная политика и меры поддержки

Социальная политика в отношении несовершеннолетних правонарушителей, реализуемая через ЦВРН, носит комплексный характер и направлена на создание условий для их реабилитации и ресоциализации. Деятельность центров строится на принципах законности, гуманизма и индивидуального подхода к каждому подростку.

Основные направления работы:

  • Диагностика и коррекция. Подростки, поступающие в ЦВРН, как правило, отличаются устойчивым девиантным поведением, которое сформировалось на фоне семейного неблагополучия, проблем в школе и негативного влияния окружения. [5]. Поэтому первоочередной задачей специалистов центра (психологов, социальных педагогов) является проведение комплексной диагностики для выявления причин девиантного поведения. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции.
  • Психологическая помощь. Работа психолога является основой реабилитационного процесса. Она включает в себя снятие острых состояний (тревога, агрессия, суицидальные наклонности), установление доверительного контакта и проведение интенсивной терапии. [6]. В практике применяются современные доказательные методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия, диалектико-поведенческая терапия, арт-терапия и методики для работы с психологическими травмами. [6].
  • Социальная адаптация. Социальный педагог помогает подростку восстановить утраченные или сформировать новые социальные навыки. Эта работа направлена на усвоение общепринятых норм поведения, развитие коммуникативных способностей, формирование здоровых интересов и навыков организации досуга. [6].
  • Профилактика рецидивов. Ключевая цель пребывания в ЦВРН — предотвращение повторных правонарушений. Временная изоляция от криминогенной среды и интенсивная психолого-педагогическая работа призваны изменить ценностные ориентации подростка и сформировать у него установку на законопослушное поведение. [2].

Категории несовершеннолетних и сроки пребывания: В ЦВРН помещаются несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, совершившие административные правонарушения или общественно опасные деяния. Основанием для помещения служит постановление руководителя ОВД (на срок до 48 часов) или решение суда (на срок до 30 суток). Важно, что в ЦВРН не направляют детей, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством (если это не связано с уходом из закрытых учебно-воспитательных учреждений), а также оставшихся без попечения родителей. Ключевым критерием является факт совершения правонарушения. [2].

Исследования и аналитика

Научное осмысление деятельности ЦВРН и проблем ювенальной деликвентности в России является предметом междисциплинарных исследований в области социологии, психологии, педагогики и права.

Эффективность и проблемы функционирования: Исследователи отмечают, что ЦВРН, несмотря на принудительный характер и ограничение свободы, являются действенной мерой профилактики рецидивной преступности среди подростков. [2]. В то же время эксперты указывают на ряд системных проблем. Одной из них является недостаточное использование потенциала этих учреждений из-за законодательных барьеров. Например, в некоторых регионах, включая Московскую область, ЦВРН могут принимать только подростков из других субъектов РФ, в то время как местные центры пустуют. [3].

Другая значимая проблема — нехватка специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением, что приводит к их обучению в обычных школах. Это создает риски вовлечения других детей в противоправную деятельность и требует более глубокой и индивидуальной работы с правонарушителями. [3].

Социологический и психологический анализ: Научные работы подчеркивают, что подростковая преступность — это следствие комплекса социальных и психологических факторов. Нестабильная экономическая обстановка, кризис института семьи и недостатки школьного воспитания способствуют росту числа безнадзорных детей, которые являются основной группой риска. [2]. Исследования феномена "вторичного сиротства" (когда дети остаются сиротами при живых родителях) показывают его глубокую связь с социальным неблагополучием и девиантным поведением. [7].

Психологические исследования акцентируют внимание на важности социально-психологического сопровождения для успешной интеграции подростков из закрытых учреждений в общество. [8]. Ученые анализируют глубинные причины криминализации молодежи, включая распространение криминальных субкультур, и подчеркивают необходимость комплексной реабилитации несовершеннолетних с девиантным и делинквентным поведением. [9].

Анализ показывает, что работа с несовершеннолетними правонарушителями требует системного подхода, объединяющего усилия правоохранительных органов, системы образования, социальных служб и научного сообщества для разработки и внедрения эффективных технологий реабилитации и ресоциализации.

См. также

Ссылки

[1] Исмагилова А.Р. Центр временного содержания несовершеннолетних как особый субъект профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними // CyberLeninka

[2] Покареева М.А. Помещение в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей: лишение свободы или действенная мера профилактики? // Молодой ученый

[3] Центры временного содержания несовершеннолетних: как сделать профилактику эффективной // АНО «ЦИСМ»

[4] Роженюк Ю.А. Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел Российской Федерации как субъект системы профилактики // CyberLeninka

[5] Слободенюк Е.А. Психолого-педагогическая работа по коррекции девиантного поведения подростков и молодежи в условиях центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Фундаментальные исследования

[6] Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних // Клиника доктора Исаева

[7] Сущностные характеристики феномена вторичного сиротства на основе анализа современного гуманитарного знания

[8] Социально-психологические предикторы успешной интеграции подростков-воспитанников детских домов в массовые школы

[9] Социально-психологические причины распространения субкультуры "АУЕ"